Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы речевой подготовки детей к обучению грамоте в старшей группе 5
1.1 Этапы развития речи в онтогенезе 5
1.2Специфика речевой готовности к обучению грамоте в школе у детей старшего дошкольного возраста 7
Глава 2. Эмпирическое исследование речевой подготовки детей к обучению грамоте в старшей группе 12
2.1Определение методов исследования и проведение констатирующего исследования 12
2.2 Методика речевой подготовки детей к обучению грамоте в старшей группе 18
Заключение 25
Библиография 27
Приложения
Библиография
1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 48с.
2.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. «Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью». М. 1991
5.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С. ,Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981
7.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Издательство А.Н. РСФСР 1956
8.Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. Москва 1984.
9.Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.
10.Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. \\ В защиту живого слова. - М., 1966
11. Материалы сайта www.logoped.org
12.Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. Издательство: АСТ.,336с.
13.Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.
14.Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997
15.Правдина О. В. Логопедия. – М., 1969
16.Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 35-52.
17.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М. 1964 г., 148с.
18.Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 1999.
19. Ушакова О., Щадрина Л. "Развивайте речь дошкольника", № 2, 1997
20.Филичева Т.Б. «Особенности речевого развития дошкольников» // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1
21.Хрестоматия по логопедии в 2х томах: т.1 - 560с., т.2 - 656с /Селиверстов В.И. М.: ВЛАДОС. 1997. 560с.
22.Худенко Е.,Шаховская С, Т.Ткаченко. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. М., Руссико, 1995.
23.Цейтлин С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 61-67.
24.Черемухина Г.А., Шахнарович А.М. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104.
25.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
26.Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические аспекты деривации. – Пермь, 1982. – С. 34-58.
27.Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. – М., 1989.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Речевая подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе.
Введение
В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень общего, а так же речевого развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача речевой подготовки детей к усвоению грамоте. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Цель исследования состоит теоретическое и эмпирическое исследование уровня речевой готовности к обучению грамоте в старшей группе.
Объектом исследования является речевая готовность к обучению грамоте в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности к обучению грамоте в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста будет отмечаться низкий уровень сформированности речевой готовности к обучению грамоте в школе. Рассмотрение методики формирования речевой готовности к обучению грамоте в школе у детей старшего дошкольного возраста будет необходим и вполне обоснованно.