Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сравнительный анализ подготовки обучения грамоте дошкольников с ОНР и детей с ЗПР. (2 и 3 глава)
Процесс усвоения родного языка – это закономерный процесс развития и совершенствования речевой творческой системы организма каждого ребенка. Закономерностью освоения грамоты называют зависимость результата от степени развития речевых движимых мышц ребенка (которые обеспечивают артикуляцию звуков языка и модуляцию элементов интонации), интеллекта (механизмов мышления, внимания, воображения), памяти (механизмов запоминания речевых движений, слуховых и графических реалий как знаков языка, запоминания норм речи), эмоциональной сферы и мелкой моторики и т.д.
Современная психодиагностика развития грамотности дошкольников связана с работами психологов, которые рассматривают концепты зон актуального и ближайшего развития ребенка и тем самым определяют систему развития как таковую. Так, работа Л.С. Выготского «Мышление и речь» содержит фундаментальные подходы к психодиагностике речевого развития детей и является истоком известной научной школы (А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П. Зинченко, Л. Занков)...
В целях реализации поставленных задачи и цели исследования, нами были применены тестовые материалы, которые направлены на изучение речи, мышления, мелкой моторики детей, а также основ грамоты у детей 5-6 лет. Данные тесты были предложены С.Е. Гавриной [Гаврина].
Так, представим полную информацию о проведённых тестах.
1. Первый тест, который нами использован – диагностика уровня развития речи...
Среди проблем специальной педагогики всегда были актуальными вопросы коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. Поиски оптимальных путей ее реализации, усовершенствование форм и методик специального обучения, разработка новых коррекционных технологий продолжаются и в ХХI в. На современном этапе развития дошкольного образования в России открылись новые перспективы, связанные с переосмыслением отношения к организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Одним из приоритетных направлений в обучении детей данной категории является внедрение инклюзивного образования, которое считается основной образовательной инновацией конца ХХ века – начала ХХІ века и имеет большое количество сторонников по всему миру...
Таким образом, при проведении исследования, мы достигли цели, решили все поставленные задачи, а также подтвердили гипотезу исследования. Гипотеза данной работы заключалась в том, что существуют различия в готовности к обучению к грамоте у детей с ОНР и ЗПР, а также эффективность работы будет выше с помощью дифференцированного подхода к формированию готовности к обучению грамоте.
Проведя теоретический анализ рассматриваемой проблемы, нами определено, что общее недоразвитие речи определяется как нарушение становления всех компонентов речевой системы в их единстве, что характерно для детей со слухом в норме и сохранённым интеллектом. Общее недоразвитие речи можно наблюдать в различных формах речевой патологии. Авторами выделяется, что причинами появления ОНР считаются: инфекции или интоксикации матери в самом периоде беременности, несовместимость крови плода и матери, патологий родового периода и другие причины. Также важно акцентировать внимание и на том, что ОНР может появляться исходя из отрицательных условий воспитания и обучения, с психической депривацией в сензитивный период развития речи ребёнка...