Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей мотивационной готовности детей с нарушение слуха к школе 6
1.1Понятие, структура и критерии готовности детей к школьному обучению 6
1.2 Мотивационная готовность как проблема психологии 11
1.3Специфика готовности детей с нарушением слуха
к школьному обучению 16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мотивационной готовности детей с нарушение слуха к школе 21
2.1 Определение методов исследования и проведение констатирующего исследования 21
2.2Направления коррекционной работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей с нарушением слуха 26
2.3Динамика развития особенностей мотивационной готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха 29
Заключение 33
Библиография 35
Приложения 37
Библиография:
1. Актуальные проблемы диагностики детей с ЗПР / Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребен¬ка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка до¬школьного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
4. Вархотова, Е.К. Экспресс-диагностика готовности к школ / Е.К.Вархотова, Н.В. Дятко, Е.В. Сазонова. — М., 1999.
5. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
6. Венгер, А.Л. О критериях готовности дошкольников к школьному обучению / А.Л. Венгер, Е.В. Филипова. — М., 1980.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
8. Готовимся к школе: Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. —М., 1998.
9. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов / Под ред. Е.А. Бугрименко.-М., 1990.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
12. Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой (на болг. яз.). София, 1986
13. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей./под. ред. Л.А. Головчиц. - М.:ОМИЦ «Граф-пресс», 2003.-160с.
14. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
15. Ирасек Я., Керн Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
16. Комплект программно-методического обеспечения воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития в 3 частях. / Под. ред. Головчиц Л.А. - М., 2003.
17. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
18. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
19. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды:В 2 т. Т. 1, М.,1983
20. Пархалина Е.Г. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 192 с.
21. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
22. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 1971.
23. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985. с.30-31
24. Ульенкова У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии.1983. - № 4.
25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мотивационная готовность дошкольников с нарушением слуха к школе.
Введение
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом. Именно данный аспект является менее изученным и систематизированным в научных исследованиях.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с нарушением слуха становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с нарушением слуха занимались Т.В.Егорова, В.И.Лубовский, Н.А.Никашина, У.В.Ульенкова. Однако данные подходы рассматривают проблему обучения детей применительно к определенному виду практической деятельности, без учета их психологической готовности. Понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности позволяет рассматривать наиболее общие закономерности и качественное своеобразие развития ребенка как индивида, личности и субъекта деятельности. Актуальность исследования определяется недостаточно изученностью и систематизированностью данных по проблеме мотивационной готовности к школьному обучению детей с нарушением слухового развития.
Объект исследования: мотивационная готовность к школьному обучению детей с нарушенным слухом.
Предмет исследования: процесс формирования и коррекции мотивационной готовности к школе детей с нарушенным слухом.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое рассмотрение проблемы формирования и коррекции мотивационной готовности к школе детей с нарушенным слухом.
В качестве основной гипотезы работы, сформулировано предположение о том, что уровень психической готовности к школьному обучению у дошкольников зависит от уровня их слухового, психологического развития, сформированности познавательных сфер (интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной). Проведение специально организованной работы по формированию и коррекции мотивационной готовности к школе у детей с нарушенным слухом положительно скажется на уровне подготовленности детей к школе и повысить мотивационную готовность.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих подходов к проблеме мотивационной готовности детей с нарушенным слухом к школе; охарактеризовать понятие «готовности к обучению в школе», «мотивационная готовность» и выявить специфику готовности детей к школьному обучению с нарушенным слухом;