Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сравнительный анализ готовности к школе на примере детей с ограниченными возможностями и детей нормы
ВВЕДЕНИЕ
В контексте введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования, проблема готовности детей к школе все более актуализируется. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, безусловно, требующий определённого уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что само по себе тоже важно, однако понятие готовности к обучению значительно шире и многообразнее. Совокупность показателей готовности детей к школе, на наш взгляд, можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе – психологическая) готовность.
Проблема готовности к школе не нова. В работах отечественных психологов содержится глубокая проработка проблемы психологической готовности к школы, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой и др. При этом, во всех исследованиях признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Нельзя не отметить, чтонарушения процессов роста и развития ребенка оказывают негативное влияние на его готовность к школьному обучению. Дети с ограниченными способностями подвержены не только рискам возникновения неблагоприятных изменений в психике, но и влиянию неблагоприятного действия факторов окружения в сочетании с биологическими (в том числе и с генетическими) особенностями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ВОПРОСА ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста
Начало обучения в школе является для детей очень важным, существенным моментом, изменяющим многое в их жизни. По мере вхождения ребёнка в учебный процесс ведущей должна становиться учебная деятельность, формироваться внутренняя учебная мотивация, происходить становление произвольности психических функций, развитие самоконтроля, появляться рефлексия. Именно учебная деятельность детерминирует возникновение основных новообразований дошкольного возраста, в большей степени определяет психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом .
Конечно, учебная деятельность складывается у ребёнка не сразу. Новая социальная ситуация при поступлении ребёнка в школу должна приобрести личностный смысл, стать значимой и важной для самого ученика. Однако при традиционной форме обучения, до сих пор господствующей в большинстве современных общеобразовательных школ, ребёнку невозможно проявить себя, получить полноценный опыт школьной жизни. Часто упор до сих пор делается на усвоение определённых знаний, умений, навыков. Содержание и форма образования, школьные нормы и правила, как правило, не только не подстраиваются под личность ученика, особенности ребёнка, поступающего в школу и обучающегося в ней, но зачастую и полностью обезличивают его, стараясь научить «всему и всех».
Выводы по второй главе
Подводя краткий итог, отметим:
1. Интеллектуальная, мотивационная эмоциональная готовность к школе, а также психофизическая готовность - это тот набор составляющих, уровень развития которых должен быть достаточен для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе.
2. Дети старшего дошкольного возраста с нарушеним слуха имеют незначительные отличия готовности к школьному обучению. К особенностям детей с нарушением слуха можно отнести высокий уровень тревожности и более низкие показатели по сравнению с детьми нормы уровня интеллектуальной готовности.
3. Экспериментальные данные дают основания рассматривать полученные нами
результаты исследования как закономерные тенденции личностного развития современных дошкольников.
4. Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, исключительно важный и значимый. Однако и внутри одного аспекта существуют и могут быть выделены различные подходы.