Содержание:
Содержание:
Введение 3
1.Проблема пространственных представлений у детей с нарушением зрения 5
2.Методика обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения 10
Заключение 21
Список литературы 22
Список литературы
1. Бюрклен П. Психология слепых.—М.: Учпедгиз, 1934.
2.Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.
3.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод, аспекты реабилитации.-Л., 1982.
4.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
5.Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Просвещение, 1967. С. 6.
6. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Солнцевой, В. П. Ермакова.- М., 1979.
7.Дети с глубокими нарушениями зрения, под ред. М. И. Земцовой М., 1967.
8.Ермаков В. П., Якунин Т. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., 1990.
9.Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М., 1962, вып. I. С. 118-119
10.Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988.
11.Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.-Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.-1973.-Гл. III.
12.Логопедия/под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. Спб., 2003.
13.Наумов М.Н. "Обучение слепых пространственной ориентировке". Учебное пособие для преподавателей реабилитационных центров по обучению незрячих и слабовидящих ориентированию и мобильности. Москва, 1982.
14.Рудакова Л.В. Основные направления работы специального детского сада для детей с нарушением зрения//Вопросы обучения и воспитания слепых и сла¬бовидящих. Л.,1982.
15.Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению//0собенности учеб¬ной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. - Л., 1983.
16. Свердлов В.С. Пространственная ориентировка слепых. М., 1982.
17.Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, М., 1967;
18.Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой. - М., 1986.
19.Солнцева Л. И., Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста, М., 1980;
20.Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства.- М.: Полиграф сервис, 2000.
21.Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих де¬тей. - Л.,1980.
22.Феоктистова ВА. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практи¬ки обучения слепых и слабовидящих- Л., 1973.
23.Феоктистова В.А. У истоков обучения слепых в России//Дефектология. -1984.-№4.
24.Хрестоматия по истории тифлопедагогики/Сост. В.А.Феоктистова. — М., 1981.
25.Шемякин Н. Ф. О психологии пространственных представлений // Учен. зап. ГНИИ психологии. 1940, Т. 1, С. 197—236.
26.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: 196
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Введение
Актуальность. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Дети страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей растет. Поэтому особое значение приобретает изучение особенностей развития зрительного и слухового восприятия и пространственных представлений и ориентировке детей с нарушенным зрением. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве.
Родителей и близких слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи?». Тревоги родителей обоснованны, ─ тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем.
Нарушение зрения, возникшее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, у них по сравнению с нормально видящими сверстниками значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - имакроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохраненных анализаторов. Только в этом случае возможно создание у детей целостного образа пространства.