Содержание:
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения (старший дошкольный возраст) 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нормальным и нарушенным зрением 9
1.2 Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению 25
1.3 Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нормальным зрением 34
1.4 Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нарушенным зрением 39
Выводы по главе 1 43
Глава II. Практическая часть: организация экспериментально-психологического исследования психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 44
2.1.Контингент испытуемых. 44
2.2. Описание методик исследования 46
Глава III. Результаты исследования психологической готовности к обучению в школе нормальновидящих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 54
3.1. Результаты исследования психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением 54
3.2 Результаты исследования психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 58
3.3.Сравнительный анализ результатов исследования психологической готовности к обучению в школе нормальновидящих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 62
3.4 Рекомендации по повышению уровня психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения 66
Выводы 83
Заключение 86
Список используемой литературы 89
Приложение 94
Список литературы
1.Акимушкин В.М., Моргулис И.С. Основы тифлологии. Киев, 1980.- С. 24.
2.Анисимова Н. Л., Новичкова И. В., Солнцева Л. И. Особенности
психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении: (Методические рекомендации) /Российская Академия Образования. Институт коррекционной педагогики, Российская государственная библиотека для слепых; - М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2001.96с.
3.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, М., 2000.
4.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребен¬ка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка до¬школьного возраста /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 132-142
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6.Бюрклен П. Психология слепых.—М.: Учпедгиз, 1934
7.Венгер Л.А. Психологическая готовность к обучению в школе / В сб. Подготовка детей к школе в детском саду /Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В.-М., 1998
8.Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. М., 1987.
9.Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.
10.Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод, аспекты реабилитации.-Л., 1982.
11.Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
12.Воспитание и обучение слепого дошкольника. Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., Просвещение, 1967. С. 6.
13.Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.И. Солнцевой, В. П. Ермакова.- М., 1979.
14.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. Т. 4. М., 1984.
15.Выготский Л.С. Основы дефектологии, С.-П., Лань, 2003.
16.Гуткина Н.И. Задачи диагностики готовности 6-летних детей к школьному обучению и группа развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Т. 2. М., 1987.
17.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Метод рекомендации. Верхняя Пышма, 1997. С.6.
18.Дети с глубокими нарушениями зрения, под ред. М. И. Земцовой М., 1967.
19.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1981,с. 8.
20.Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
21.Диков М.Н. Рефлексия внешних действий как интегративный показатель психологической готовности детей к обучению в школе: Автореферат канд. дис. М., 1994.
22.Димитров И. Готовность ребенка к обучению в школе // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой, София, 1986,с.67
24.Ермаков В. П., Якунин Т. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения, М., 1990.
25.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
26.Земцова М.И.Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения / В сб. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения под ред. М.И. Земцовой, М., Просвещение, 1978.
27.Ирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. Й.Шванцары (на болг. яз.). София, 1988.
28.Каплан А.И., Морозова Н.Г., Если ребенок плохо видит, М., Педагогика, 1969
29.Капчеля Г. И. Диагностика умственного развития детей, поступающих в школу // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983.
30.Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М., 1962, вып. I. С. 118-119.
31.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.
32.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991..
33.Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1, М., 1983.
34Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.-Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.-1973.-Гл. III.
35.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе, М., Просвещение, 1986.
36.Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях /Сост. М.И.Земцова, Л.И.Плаксина, Л.Ю.Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978. -38с.
37.Основы специальной психологии. Под ред. Кузнецовой Л.В.; Academia; 2007 г.480 с.
38.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М., 1988г
39.Петрова Е. Подготовка к школе и преемственность как единый процесс // Подготовка детей к школе и преемственность между детским садом и школой. София, 1989
40.Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.- М.: ГороД, 1998.262с.
41.Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. Санкт-Петербург: «САТЕЛЛ», 1995. С. 9.
42.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер 2001.
43.Рудакова Л.В. Основные направления работы специального детского сада для детей с нарушением зрения//Вопросы обучения и воспитания слепых и сла¬бовидящих. Л.,1982.
44.Рудакова Л.В. О готовности слабовидящих детей к обучению//0собенности учеб¬ной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. - Л., 1983.
45.Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: вопросы и ответы, г. Тула, 1992
46.Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе, НИИ педагогики УССР, Рад. школа, 1984.
47.Сеченов И.М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого. Избранные философские и психологические произведения. М., Огиз, 1947. С. 397.
48.Сеченов И.М. Осязание, как чувство, соответствующее зрению. Избранные философс¬кие и психологические произведения. М., Огиз, 1947. С.55
49.Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, М., 1967;
50.Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // Дошкольное воспитание. 1982. №10.
51.Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. М., 1985.
52.Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей/Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой. - М., 1986.
53.Солнцева Л. И., Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста, М., 1980;
54.Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства.- М.: Полиграф сервис, 2000.
55.Солодянкина О. В. Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения // Социальное воспитание: самостоятельность, инициативность, ответственность. Материалы республиканской научно- практической конференции 24-25 февраля 2005. Воткинск-Ижевск, 2005.
56.Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Под. ред. Л.М. Шипициной.- СПб: Образование, 1995. 162с.
57.Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих де¬тей. - Л.,1980.
58.Феоктистова ВА. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практи¬ки обучения слепых и слабовидящих- Л., 1973.
59.Феоктистова В.А. У истоков обучения слепых в России//Дефектология. -1984.-№4.
.60.Хрестоматия по истории тифлопедагогики/Сост. В.А.Феоктистова. — М., 1981.
61.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: 196
62.Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации в детском возрасте // Вопросы психологии. 1974. №4
63.Эльконин Д.Б. Послесловие к 4-м томам Собрания сочинений Л.С. Выготского. М., 1984
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая готовность к обучению в школе у детей с нарушениями зрения (старший дошкольный возраст)
Введение
Возникнув непосредственно из потребностей практики и оставаясь долгое время предметом прикладных исследований, проблема готовности - детей к систематическому школьному обучению (ГОШ) со всей очевидностью становится одной из фундаментальных проблем в системе наук о человеке и его развитии.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов. Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его.
К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак¬теризующая переход к младшему школьному возрасту. Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зре¬ния общества, социально одобряемой и оцениваемой деятель¬ности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфи¬чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо¬чет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.