Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Сравнительный анализ подготовки обучения грамоте дошкольников с ОНР и детей с ЗПР
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Представители отечественной и зарубежной психологии всегда приходили к мнению о том, что хорошая речь – важное условие всестороннего и полноценного формирования и развития ребёнка. Отмечается, что чем богаче речь ребёнка и её правильность, тем легче высказывать свою позицию, шире возможности в изучении окружающего мира, содержательнее отношения с ровесниками и взрослыми, а также намного активнее формируется его психическое развитие. Исходя из этого, важность своевременной помощи детям с ЗПР и ОНР, её правильность и профессиональность занимает важное место, по причине чего и стоит расширять знания по проблеме как теоретически, так и практически.
Актуальность изучения данной проблемы обуславливается тем, что в современном мире можно наблюдать наклонность к увеличению числа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, что неминуемо ведёт к проблемам готовности к школе, умению выражать мысли, к общению, к письму и так далее.
Для того, чтобы обучить ребёнка чтению и письму, важно чтобы у него было развито мышление, речевой слух, зрение на буквы. При условии нарушения данных условий дети с ОНР и ЗПР испытывают большие трудности в овладении грамотой. Некоторые специалисты в своих трудах делают акцент на то, что существует связь между состоянием речи, уровнем психического развития и овладением грамотой. К авторам, которые придерживались данной точки зрения можно отнести Левину Р.Е., Жукову Н.С., Ефименкову Л.Н., Мастюкову Е.М.
...............
Глава 1. Теоретические основы подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи
1.1 Проблема готовности ребенка к обучению грамоте в дошкольном возрасте
Рассматривая значимые особенности дошкольного возраста, важно отмечать их чувствительность как к усвоению правил поведения и нравственных норм, так и к готовности овладеть целями и способами систематического обучения. Так, можно говорить о том, что данный возраст характеризуется появлением обучаемости. Чувствительность дошкольников и обучаемость находит своё проявление в процессе подготовки к освоению грамотой. Важно отмечать, что в случае если родители и педагоги упускают данный момент, то последствием будет то, что освоение пройдёт со значимыми трудностями. Очень важно своевременно удовлетворить познавательный интерес ребёнка и соответственно направить его желание с волей на овладение значимыми для школьников умениями [Коррекционная педагогика].
Отметим, что в школе, предмет «русский язык» является детьми самым нелюбимым, что, скорее всего, связывается с умением детей анализировать, препарировать живое явление, которое сопровождает ребёнка с самого младшего возраста.
Овладение грамотой подразумевает под собой усвоение конкретной системы знаний, при этом выделяя основные средства языка. На сегодняшний день вопросы подготовки дошкольников к овладению грамотой считаются актуальной проблемой. ...........