Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Готовность детей к обучению грамоте
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению у детей с нарушенным речевым развитием.
К настоящему времени проблема повышения эффективности процесса подготовки к овладению грамотой и коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является недостаточно изученной в свете процесса информатизации образования.
Ее актуальность определяется, во-первых, тем, что легкая степень псевдобульбарной дизартрии часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. В-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.
В исследованиях Г. В. Гуровец, С. Н. Маевской, 1978; Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, 2000; Л. В. Мелеховой, 1967; Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чер-нопольской, 1974; О. А. Токаревой, 1997 и других авторов легкие формы дизартрии рассматриваются как сложный синдром церебрально-органического ге-неза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Таким образом, легкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой сложное нарушение, характеризующееся комбинаторностью проявления расстройств моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого являются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и высших психических функций (Р. А. Белова-Давид, 1972; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; Р. И. Мартынова, 1967; Л. В. Мелехова, 1967; Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, 1974 и др.). Данные расстройства с трудом поддаются процессу коррекции, который, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Таким образом, к началу школьного обучения дети с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием психологической готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям (Н. С. Варенцова, Л. Е. Журова, 1998; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001 и др.). В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений у дошкольников с легкими проявлениями органического поражения центральной нервной системы.
Целью исследования является изучение особенностей подготовки детей с легкой степени псевдобульбарной дизартрии к овладению грамотой.
Объект исследования: готовность к овладению грамотой.
Предмет изучения: процесс подготовки детей с легкой степени псевдобульбарной дизартрии к овладению грамотой.
Гипотеза исследования: наше исследование основывалось на предположении о том, что у детей с легкой степени псевдобульбарной дизартрии будет отмечаться низкий уровень речевого развития и сформированности базовых предпосылок к овладению грамотой, что определит необходимость подбора системы коррекционных занятий по развитию речи детей и формированию готовности к овладению грамотой.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования и определить сущность проблемы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста;
2.рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
3.выявить специфические особенности подготовки к обучению грамоте детей с псевдобульбарной дизартрией;
4.организовать и провести экспериментальное исследование уровня сформированности базовых предпосылок готовности к овладению грамотой, определить уровень речевого развития детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: ДОУ №22 комбинированного вида, г. Москва.