Содержание:
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития диалогической речи дошкольников с нарушенным слухом 8
1.1Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом 8
1.2Специфика игровой деятельности детей с нарушенным слухом 16
1.3Сюжетно-ролевая игра и ее развитие. Значение сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте 23
Глава 2. Формирование диалогической речи у слабослышащих детей (6-7 лет) через сюжетно-ролевую игру в условиях компенсирующего дошкольного учреждения 28
2.1Игра как средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха 28
2.2Методика развития диалогической речи слабослышащих детей (6-7 лет) в процессе сюжетно-ролевой игры 31
Заключение 39
Список литературы 42
Приложения 44
Список литературы
1.Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей // Материалы IV Всесоюзного съезда психологов. Тбилиси, 1971г.
2.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
3.Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгрард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. -М.,1972
4.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.Воронковой, М., 1994
5.Выготская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.
6.Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
7.Головчиц Л.А., Носкова Л. П., Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха, М., ВЛАДОС, 2004.
8.Дидактические и сюжетно-ролевые игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей /под. ред. Л.А. Головчиц. - М.:ОМИЦ «Граф-пресс», 2003.-160с.
9.Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя./под редакцией Л. П. Носковой. М. «Просвещение», 1993г с.92-104.
10.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. М., 1981
11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988
12.Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под редакцией Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. - стр. 92-104
13.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
14.Комплект программно-методического обеспечения воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития в 3 частях. / Под. ред. Головчиц Л.А. - М., 2003.
15.Леонгард Э.И. Неслышащие дети в мире слышащих. // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи. / Под. ред. А.А. Цыганок - М., 1998.
16.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991
17.Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих : Пособие для учителя / Л. П. Носкова, М. Просвещение 1987.- 108с
18.Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.-344с.
19.Основы специального обучения слабослышащих детей / Под ред. P.M. Боскис - М., 1968.
20.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
21.Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек: Методические рекомендации.— М., 1987
22.Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/под ред.Л.А. Головчиц. - М.: ОМИЦ «Граф-пресс», 2006.-128с.
23.Речицкая Е.Г, Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя дефектолога/Е.Г. Речицкая – М.:Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005.-156с.
24.Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2003.-192с.
25.Тимохин В. П. Сурдопедагогика. — М., 1985г.
26.Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
27.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.
28.Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит: Книга
для воспитателей. — М., 1995
29.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование диалогической речи у слабослышащих детей (6-7 лет) через сюжетно-ролевую игру в условиях компенсирующего дошкольного учреждения
Введение
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с нарушениями слуха. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.
Одной из основных задач образовательно-коррекционной работы в специальном (коррекционном) учреждении I и II видов является формирование устной диалогической речи. Задачи обучения детей с нарушениями слуха включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближенной к естественному звучанию. Развитие у дошкольников с нарушениями слуха внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того, чтобы словесная речь надёжнее выполняла роль носителя языка и роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.