Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование умений диалогической речи детей 5-6 летнего возраста в театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы дипломного исследования связана с непрерывно повышающейся ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе.
Одной из основных задач в работе современного дошкольного образовательного учреждения является развитие речи. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по формированию детской речи. Вместе с тем, овладение речью должно стать одной из главных задач, решаемых в дошкольном образовании, поскольку возникающие трудности в дальнейшем могут негативно отразиться в жизни ребенка. Изучение родного языка - длительный и сложный процесс, который осуществляется постепенно. Его результаты невозможно увидеть сразу. Воспитатель должен помочь детям, научить не бояться временных неудач. Самое главное для ребенка - не останавливаться, не довольствоваться достигнутым результатом. Ребенок должен постоянно трудиться над усовершенствованием своих речевых возможностей. Задача педагога – максимально облегчить дошкольнику этот путь, сделать его более рациональным и радостным.
Задача дошкольного образовательного учреждения - создание условий, которые бы способствовали физическому, интеллектуально-творческому, эмоциональному развитию обучающихся, а также подготовка их к школе. Непременным условием подготовки к школе является речевое развитие, а также формирование навыков общения. Становление связной диалогической речи – одна из основных задач речевого развития детей........................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Диалог. Диалогическая речь. Диалогические умения
Понятия «диалог», «диалогическая речь» встречаются в разных науках (психолингвистика, лингвистика, педагогика, психология и др.). Например, лингвистика рассматривает диалог в качестве языкового явления, психолингвистика – проблемы порождения речевого высказывания, психология – в качестве средства коммуникации, общения. В педагогике понятие «диалогическая речь» рассмотрено с точки зрения использования методов и приемов по ее формированию.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы приходим к выводу, что определения понятий «диалог», «диалогическая речь» имеют множество аспектов и довольно разнообразны. Наиболее исчерпывающим является определение понятия «диалог» через «общение», «коммуникацию». Это связано с тем, что диалог является формой существования языка, который связан с его коммуникативной и социальной функцией. Что же касается диалогической речи, то она представляет собой определенную речевую структуру и является конкретным воплощением языка в его специфических средствах (Берков, В. Ф.) [2].
Изучением проблемы диалога занимались многие исследователи. Так, В.Ф. Берков [2] рассматривал диалог в качестве особого вида речевой деятельности, функции которого реализуются при непосредственном общении собеседников, когда имеет место чередование реагирующих и стимулирующих реплик. Еще один исследователь, Л.П. Якубинский [21], придерживается мнения, что диалог является разновидностью поведения человека. Для диалога характерны «непосредственная» и «перемежающаяся» формы, в которых имеет место определенная организация речи...........