Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства 5
1.1. Философские и психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Особенности воспитания творческой активности детей дошкольного возраста 10
1.3. Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста 15
Глава II. Изучение особенностей творческой активности детей дошкольного возраста 22
2.1. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста 22
2.2. Методика творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Список используемой литературы
1. Акулова О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - С.235.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
4. Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании / Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С.174 - 176.
5. Болотина Л.В. Дошкольная педагогика / Л.В. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 1998. - 240с.
6. Боровик А. Развитие воображения / А. Боровик // Дошкольное образование: приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - (февраль) № 3. - С.14-15.
7. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика, 1992.- 284с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - СПб.: Питер, 1997. - 97 с.
10. Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: Просвещение, 1999. – 328 с.
11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998. – 214 с.
12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Ч. 1— 4 / В.Даль. - М.: Русский язык, 1981.
13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197с.
14. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С.107. - 114.
15. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / М.В.Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194с.
16. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? / А. Ершова // Обруч. - 1999. - № 4. - С. 3 - 4.
17. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства / Г.Л. Ермаш. – М.: Просвещение, 1977. – 147 с.
18. Захарчук Д.В. Педагогические условия развития креативного мышления детей / Д.В. Захарчук. - М.: Педагогика, 1989. - 137с.
19. Камаева Т. Нужен ли детям театр? / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5 - 7.
20. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада / Ю.Г. Караманенко, Т.Н.Караманенко. - М.: Просвещение, 1982. - 191с.
21. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 1972. - 150с.
22. Кирсанова Т. Урок по театрализованным играм / Т. Кирсанова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С.131 - 137.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1998. - 432с.
24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.
25. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1985. – 248 с.
26. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. – 374 с.
27. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1994. - С.46-56.
28. Маханева М.Д Театрализованная деятельность дошкольников / Т.Д.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 11. - С.6-14.
29. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
30. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - Кн. 3 .- 640с.
31. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л.Новосёлова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С.84 - 86.
32. Новейший философский словарь // Гл. ред. А.А. Грицанов. – Минск, 2001. – 1280 с.
33. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 1993. – 928 с.
34. Петровский В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А.Петровский, Л.М. Ларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993. - 213с.
35. Плакида И. Кукольный театр для малышей / И. Плакида // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С.114 - 116.
36. Поддъяков А.Н. Новые подходы к развитию творчества у дошкольников / А.Н. Поддьков // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.16 - 19.
37. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - С.166 - 170.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328с.
39. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр — творчество - дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004. - 208с.
40. Словарь практического психолога // сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.
41. Томчикова С.Н. Играем в кукольный театр: Репертуарный сборник для старших дошкольников / С.Н. Томчикова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 35с.
42. Третьяков П.И. Управление школой по результатам // П.И. Третьяков. - М.: Просвещение, 1997. - С.64.
43. Фурмина Л.С. Детские театрализованные игры // Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - С.180-189.
44. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1997. – 176 с.
45. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Воспитание творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства
Введение
В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.
Результаты психолого - педагогических исследований по проблеме изучения творчества детей в различных видах деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина), практика детских садов убедительно доказывают, что воспитание активности, самостоятельности, инициативы, умения творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке возможно формировать уже в дошкольном возрасте.
В то же время следует отметить, что не все проблемы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства уже удалось решить, а также использовать потенциальные пути повышения его эффективности.
Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречия между современными подходами по созданию педагогических условий для детей дошкольного возраста на занятиях по воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике работы ДОУ.
Проблема нашего исследования связана с оптимизацией воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства.
Объект исследования – творческая активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – народное искусство как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста.