Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование особенностей профессионального общения педагогов
ПРЕДМЕТ:ПСИХОДИАГНОСТИКА
Введение
Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития.
Педагогическая деятельность, по известному выражению К.Д. Ушинского, есть один из видов практического искусства. Творческий ее характер обусловливается тем обстоятельством, что содержание педагогической деятельности находится в постоянном изменении и развитии. Это связано и с обновлением учебных программ, и с появлением новых педагогических идей и методов, и с совершенствованием разнообразных форм обучения, и с изменением самого обучаемого.
Профессиональная пригодность к педагогической деятель¬ности связана с наличием у человека физического и психичес¬кого здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия силь¬ных раздражителей, проявлять выдержку и т.д.
Профессиональное владение речью важно для учителей всех ступеней, но для учителя начальной школы это умение приобретает особую значимость. Именно в младшем школьном возрасте определяются идеалы, взгляды и позиции, вырабатывается мировоззрение, усваиваются нормы поведения в контексте конкретной национальной культуры. В силу того, что на этапе начального обучения речевая самостоятельность младших школьников невелика, учителю начальных классов необходимо владеть высокой культурой речи.
К педагогической коммуникации, как особой сфере педагогической деятельности, от организации которой во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в целом, повысился интерес психологов, педагогов, лингвистов.
Проблема формирования профессионально-речевой культуры будущего учителя тесно связана с проблемой педагогического общения.
Неслучайно в последнее время педагоги уделяют большое внимание культуре педагогического общения. Успех педагогической деятельности в значительной степени обеспечивается оптимально построенным педагогическим общением. Исследования Е.Б. Быстрай, Ш.А, Магомедова, Г.Ф. Ковтун, А.В. Коломиец, И.Ф. Комогорцевой позволили сделать более глубокий анализ психологических закономерностей и механизмов регуляции педагогического общения.
Работы таких ученых, как А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, B.C. Грехнев, А.В. Мудрик, Б.Ф. Ломов, К.М. Левитан убеждают нас в том, что качество подготовки будущего учителя в значительной степени определяется умением общения с учащимися.
Как отмечают ученые Д.С. Лихачев, А.А. Мурашов, Е.И, Рогов, И.А. Зимняя, В.А Кан-Калик. И. А. Зягодн, труд учителя - это искусство, творчество, и поэтому будущего учителя надо готовить так же, как готовят режиссера, актера, постановщика. Нужны мизансцены, специальные этюды, деловые игры, моделирующие школьные ситуации, нужна отработка жестов, "постановка" голоса, обучение умению устанавливать контакт с аудиторией. Рассматривая вопросы педагогического искусства, мы обращались к трудам известного актера, режиссера К. С. Станиславского, талантливых педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, выдающегося теоретика театрального искусства П.М. Ершова.
Анализ литературы, работы учителей, убедил нас в необходимости значительного усиления внимания к проблеме овладения педагогической техникой, к проблеме подготовки будущих учителей к коммуникативной деятельности - в частности, к формированию профессионально-речевой культуры учителя.
В настоящее время появились педагогические исследования, позволившие выделить некоторые тенденции в подготовке учителя к педагогической деятельности (Т.И. Воронова, Н.Б. Дондобон, Л.И. Лебедева, А.А. Панферова, Г.Ф. Ковтун, О.П. Протченко, В.А. Григорьева-Голу-бева).
Изучение ряда исследований, посвященных вопросу подготовки учителя к профессиональному общению, показало, что в теории высшего образования недостаточно внимания уделено проблеме формирования профессионально-речевой культуры учителя.
Несмотря на имеющиеся исследования в области культуры речи, общеупотребимого и общепризнанного понятия "профессионально-речевая культура" в научной литературе нет.
Иногда понятия "культура речи" и "правильность речи" отождествляют. Однако понятие "культура речи учителя" не совпадает полностью по объему с понятиями "языковая нормативность", "правильность", так как включает в себя навык поиска, отбора и сознательного применения в живом процессе речевого общения с учениками языковых средств, необходимых для данного конкретного случая коммуникации, воспитывает у учителя сознательное отношение к процессу речевой деятельности.
Таким образом, цель нашей работы заключается в изучении особенностей профессионального общения педагогов.
Задачи:
1. Подбор и анализ литературных источников по выбранной нами тематике;
2. Подбор диагностического материала, для анализа особенностей профессионального общения педагогов;
3. Исследование особенностей профессионального общения педагогов.
Объект исследования – учителя средней общеобразовательной школы № 46 города Москвы.
Предмет исследования – особенности профессионального общения учителей средней общеобразовательной школы № 46 города Москвы.
Для достижения поставленной нами цели мы выдвинули гипотезу: Помехи в установлении эмоциональных контактов оказывают влияние на тенденцию поведения педагогов.