Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая адаптация учителей
Актуальность проблемы, на наш взгляд, определяется следующими факторами. Учитель средней общеобразовательной школы, на наш взгляд, в наибольшей степени нуждается в специально организуемой системе адаптации к профессиональным условиям. Это объясняется следующими моментами.
В современных условиях социально-экономических трудностей, конкуренции на рынке труда, смена идеалов и одновременно возрастающих противоречий между сверхнормативными ожиданием его труда, проблема профессиональной адаптации молодого учителя является весьма актуальной.
Во-первых, состояние современного общества определяется как достаточно сложное и кризисное. Поэтому требуется подготовка к активной деятельности личности специалиста в этих условиях, обеспечивающей формирование, развитие, полноценное существование личности в социальной среде. Тем более, что особенности деятельности общеобразовательной школы накладывают свой отпечаток на процесс вхождения личности учителя в трудовой и ученический коллективы. Восприятие членами коллективов личности «нового» специалиста в значительной мере определяется его готовностью к активной деятельности в школе.
Во-вторых, много внимания в современной психолого-педагогической и социологической литературе уделяется вопросам социальной, в том числе и профессиональной адаптации личности (В.Г. Бочарова, В.Я. Кряквин, Г.Г.Овчинникова, СВ. Сальцева, Г.Н. Филонов и др.).
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того, как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, к обострённому переживанию одиночества. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Цель исследования – изучить особенности психологической адаптации учителей
Объект исследования – адаптация и дезадаптация учителей
Предмет исследования – профессиональная адаптация учителей
Задачи исследования:
1. Описать сущность педагогической деятельности
2. Изучить деятельность учителя в системе управления школой
3. Изучить особенности психологической адаптации учителей
4. Изучить эмоциональное выгорание в педагогической среде