Скачать пример (образец) дипломной на тему "Влияние семьи на особенности социально-психологической...."

Влияние семьи на особенности социально-психологической адаптации первоклассников к процессу школьного обучения

  • Номер работы:
    81669
  • Раздел:
  • Год добавления:
    26.03.2008 г.
  • Куда сдавалась:
    УРАО университет Российской академии образования
  • Объем работы:
    70 стр.
  • Содержание:
    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния соматических заболеваний на адаптацию первоклассников к процессу школьного обучения 7
    1.1 Школьная адаптация как социально-психологическая проблема в трудах отечественных и зарубежных специалистов 7
    1.2 Особенности школьной адаптации детей в норме. Адаптация к школе детей, имеющих соматические заболевания 15
    Выводы 38
    Глава 2. Экспериментальная организация и проведение исследований 41
    2.1 Организация и методика исследования 41
    2.2 Анализ полученных результатов 50
    Выводы 65
    Заключение 67
    Библиография 70
    Приложения 73

  • Выдержка из работы:
    Некоторые тезисы из работы по теме Влияние семьи на особенности социально-психологической адаптации первоклассников к процессу школьного обучения
    ВВЕДЕНИЕ

    В последнее время среди детей, поступающих в школу, все чаще встречаются дети, имеющие различные хронические соматические заболевания. По данным ряда исследований, такие дети еще до поступления в школу обнаруживают ряд психологических особенностей. Впоследствии это приводит к несоответствию предъявляемых к больному ребенку педагогических требований и его возможностей их удовлетворить, что в большинстве случаев становится пусковым механизмом формирования проблем, возникающих в школьной жизни.
    Большинство психологических исследований, посвященных проблемам хронически больных детей, в основном уделяют внимание анализу их психологических особенностей и влиянию болезни на развитие личности ребенка (Николаева В.В., Арина Г.А., Михеева А.А., Коваленко Н.А. и др.). Сведений, касающихся вопросов обучения и вхождения больных детей в школьную жизнь, недостаточно, несмотря на то, что многие медики и педагоги отмечают значительные трудности в дальнейшем развитии таких детей. В связи с этим является актуальным исследование проблемы социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания.
    Объектом исследования явилась социально-психологическая адаптация детей к школе.
    Предмет исследования – особенности социально-психологической адаптации к школе детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
    Цель работы – выявить особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями и факторы, определяющие ее успешность.
    Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями отличается большей длительностью и имеет ряд особенностей, обусловленных комплексом психологических качеств, свойственных таким детям (повышенная тревожность, неадекватная самооценка). Характер социально-психологической адаптации к школе больных детей связан с тяжестью и нозологией их заболевания. Одним из факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями, являются детско-родительские отношения.
    Исходя из цели исследования, были определены следующие исследовательские задачи:
    1. Провести анализ проблемы школьной адаптации первоклассников на основе отечественных и зарубежных источников.
    2. Проанализировать научные данные о психологических особенностях детей с различными соматическими заболеваниями.
    3. Выделить основные компоненты социально-психологической адаптации к школе и изучить особенности их проявления у детей с хроническими соматическими заболеваниями.
    4. Провести сравнительный анализ социально-психологической адаптации к школе детей с заболеваниями различной степени тяжести и различных нозологий.
    5. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической поддержки детей с хроническими соматическими заболеваниями в процессе социально-психологической адаптации к школе.
    Экспериментальной базой исследования стала общеобразовательная школа №1568 г.Москва. В исследовании приняли участие 75 первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями, а также их родители (преимущественно матери). Контрольную группу составили 100 первоклассников, не имеющих в анамнезе никаких хронических соматических заболеваний.
    Согласно медицинской классификации, дети с хроническими соматическими заболеваниями были разделены на две группы:
    • легко больные дети – это дети, имеющие заболевания, не ограничивающие их жизнедеятельность и не оказывающие существенного влияния на особенности их поведения (заболевания ЛОР-органов, легкие заболевания костной системы и т.д.); группу легко больных составили 45 детей;
    • тяжело больные дети – это дети, заболевания которых существенно ограничивают их жизнедеятельность и вызывают острые болевые симптомы и тревожные состояния, связанные со страхом потери жизни; группу тяжело больных составили 30 детей.
    Методы исследования:
    В исследовании применялись стандартизированные и валидизированные психодиагностические методики для изучения самооценки (модифицированный вариант методики Дембо Т. – Рубинштейн С.); методики изучения уровня учебной мотивации – анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (Лусканова Н.Г.), проективный тест «Что мне нравится в школе?»; проективные тест «Несуществующее животное», а также опросник для учителей «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н.).
    В качестве дополнительных методов исследования использовались: наблюдение за первоклассниками в условиях школы и анкетирование родителей первоклассников.
    Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью параметрического критерия t-Стьюдента, непараметрического критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Пирсона. Обработка данных проводилась с помощью статистической программы SPSS-11.
    Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных психологов, посвященных проблеме психического развития в младшем школьном возрасте (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Дубровина И.В., Гуткина Н.И., Прихожан А.М. и др.), современные представления о природе и механизмах процесса адаптации (Александровский Ю.А., Петровский А.В.) и подход к болезни как к особой ситуации развития ребенка, которая изменяет смысл и стиль жизни и больного ребенка, и всей семьи (Николаева В.В.).
    Научная новизна данной работы заключается в том, что в работе проведено комплексное изучение особенностей социально-психологической адаптации первоклассников с хроническими соматическими заболеваниями к условиям школьного обучения.
    Обнаружено, что в процессе социально-психологической адаптации к школе дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, отличаются от здоровых детей рядом психологический особенностей: неадекватной самооценкой; высоким уровнем тревожности; недостаточной социальной компетентностью.
    Показано, что успешность социально-психологической адаптации к школе детей, имеющих хронические соматические заболевания, следует оценивать по следующим критериям: степень сохранности физического здоровья; уровень усвоения учебной программы; сформированность элементов и навыков учебной деятельности; сформированность мотивации учебной деятельности (принятие роли школьника).
    Подготовлены рекомендации по работе с первоклассниками, имеющими хронические соматические заболевания, их родителями и учителями.
    Теоретическое значение работы состоит в том, что она вносит вклад в понимание социальной ситуации развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Расширяет представления о природе и факторах процесса школьной адаптации и критериях ее успешности.
    Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями позволяют оптимизировать коррекционно-профилактическую работу, проводимую психологом для предупреждения возникновения школьной дезадаптации.
Скачать демо-версию дипломной

Не подходит? Мы можем сделать для Вас эксклюзивную работу без плагиата, под ключ, с гарантией сдачи. Узнать цену!

Представленный учебный материал (по структуре - Дипломная работа) разработан нашим экспертом в качестве примера - 26.03.2008 по заданным требованиям. Для скачивания и просмотра краткой версии дипломной необходимо пройти по ссылке "скачать демо...", заполнить форму и дождаться демонстрационной версии, которую вышлем на Ваш E-MAIL.
Если у Вас "ГОРЯТ СРОКИ" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой срочно рассмотреть Вашу заявку.
Если Вас интересует помощь в написании именно вашей работы, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Влияние семьи на особенности социально-психологической адаптации первоклассников к процессу школьного обучения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.

Как это работает:

Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.