Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Критерии психологической адаптации ребенка в детском саду 6
1.1. Задачи дошкольного учреждения в процессе адаптации ребенка в детском саду 6
1.2. Условия социально-психологической адаптации ребенка 8
1.3. Определение успешности адаптации ребенка к условиям ДОУ 15
Глава 2. Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ 20
2.1. Адаптационный период 20
2.2. Задачи, стоящие перед педагогом в период адаптации. 22
2.3. Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка 24
Глава 3. Практическая часть 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Список использованной литературы
13. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2003. –N5. – с.49 – 53; N6 – с.46 –51.
14. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – N1. – с.30 – 35.
15. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие – М., ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
16. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2004. – 286 с.
17. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005. – 144 с.
18. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77.
19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – N1 – c.34 – 37.
20. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие / Т.В. Костяк. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
21. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - С-Петербург, Речь , 2002. – 181 с.
22. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – N11. –с.10 – 14.
23. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2006. – 145 с.
24. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – N2.
25. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб, 2003. – 71 с.
26. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. – М., ТЦ Сфера ,2006. – 122 с.
27. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М., АРКТИ ,2006. – 70 с.
28. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – N3, N4. с. 46 – 51.
29. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2001. – 224 с.
30. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. – 427 с.
31. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – CПб., Речь, 2005. – 240 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимодействие ДОУ и семьи в организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду
Введение
В настоящее время выпущено достаточно программ и методических рекомендаций, посвященных адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Однако, несмотря на это педагоги испытывают значительные трудности в организации этой работы на практике.
Во-первых: группу детей раннего возраста формируют воспитатели после выпуска подготовительной к школе группы, опыт работы с детьми раннего возраста в некоторой степени утрачивается, и соответственно требует времени на восстановление.
Во-вторых, имеющийся опыт, кроме восстановления, подвергается значительной корректировке т.к. прерывается примерно на 4 года, а подходы в воспитании детей раннего возраста меняются и обновляются в связи с требованиями времени.
Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в садике или он сам когда-нибудь научится; другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одаренности ребенка; и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у этих детей хорошо развита речь, и опережающие показатели нервно-психического развития.
И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.
Становясь взрослыми, многие люди стараются поскорее забыть свое детство.
Забывая детство, взрослые не могут понять своих собственных детей. Они требуют от детей такой же осмысленности поступков, какую сами приобрели за годы жизни, а жизнь, наверняка, имела время и нашла чему их поучить. Дети еще не были взрослыми.
Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего, со своими же родителями. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности и едва ли будет успешен в жизни.
Родителям нужно помочь вспомнить детство с его радостями и огорчениями, помочь разобраться в природе некоторых поступков детей и найти не только достаточно педагогичные, но и демократичные (не подавляющие) способы воспитания. А этого можно достичь только при создании единой системы эффективного взаимодействия детей, их родителей и педагогов ДОУ. Этим и обусловлена актуальность исследуемой нами темы.
Объект исследования особенности взаимоотношений между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Предмет исследования: влияние взаимосвязи между участниками воспитательно-образовательного процесса на положительный результат адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
Цель: выявить наиболее эффективный формы работы участников воспитательно-образовательного процесса.
В соответствии с проблемой, объектом и целью поставлены следующие задачи:
• Определить критерии адаптации ребенка в детском саду;
• Рассмотреть задачи дошкольного учреждения в процессе адаптации ребенка в детском саду;
• Проанализировать условия социально-психологической адаптации ребенка;
• Дать определение факторам успешности адаптации ребенка к условиям ДОУ с поддержкой педагогов и родителей;
• Теоретически и практически рассмотреть процесс создания комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ.
Гипотеза исследования: единое направление участников воспитательно-образовательного процесса способствуют всестороннему развитию психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечивая ребенку безболезненный процесс адаптации в условиях ДОУ.
Методы исследования:
• теоретическое изучение и анализ научных трудов по проблеме исследования;
• анализ реального педагогического процесса;
• проведение экспериментов: анкетирование, наблюдение
Практическое значение.
Полученные материалы и результаты представляют интерес для практических психологов, педагогов, которые занимаются воспитательно-образовательным процессом
Участники исследования: педагоги ДОУ, воспитанники и родители воспитанников ДОУ.