Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая поддержка первоклассника в период адаптации к школьному обучению
Введение
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образования, т. к. от того, как ребенок адаптируется к школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы пребывания в образовательном учреждении, зависит успешность его обучения, отношение к учению, учителям и сверстникам.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Адаптация в широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима только тогда, когда собственные потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.
Социально-психологическая адаптация - сложное явление, включает комплекс показателей:
1.Возможность выполнять социальные функции и успешно строить отношения с коллективом, семьей;
2.способность к продуктивному обучению и труду, к самообслуживанию, к полноценному отдыху;
3.адекватность в восприятии окружающей действительности, в восприятии самого себя, в отношениях с окружающими;
4.соответствие между целями, действиями и реально достижимыми результатами, между самооценкой и оценкой окружающих;
5. изменчивость поведения в соответствии с требованиями ситуации, в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Успешность адаптации зависит от:
• Жизненных целей
• Ценностных ориентаций
• Их поведенческой реализации
• Социальной среды, в которой происходит их реализация
Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.
Понятие “социально-психологическая адаптация” является более узким, чем “адаптация” вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с:
• Требованиями общества
• Собственными потребностями, мотивами, интересами
Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи с целым комплексом причин:
1. Резкое изменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований со стороны педагогов.
2. Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
3. Расширение значимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие с требованиями школы.
4. Возрастание роли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этим переживания.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Под адаптацией детей к школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. Но ребенок в школе должен адаптироваться не только к организационной стороне школьной жизни, не только к своей новой социальной роли, но прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определенным типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. На практике нередки случаи, когда ребенок способен усваивать знания в привычных для него условиях при индивидуальных занятиях, но испытывает трудности в ситуации урока. Эти проблемы детей в данной статье рассматриваются как их дезадаптация к урочной системе взаимоотношений с учителем, к существующей методике преподавания на уроке, проводится анализ причин возникновения дезадаптации и путей ее коррекции.
Рассматриваемый аспект адаптации детей к школе тесно связан на начальном этапе обучения с понятием их психологической готовности (в определении ряда авторов). В статье «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткина определяет психологическую гототовность к школе как «необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (там же) Она акцентирует внимание читателей на том, что «понятие «психологическая готовность» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе», при индивидуальном обучении преподаватель имеет возможность ориентироваться «на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка» [там же]. Определяемая таким образом психологическая готовность ребенка к школе фактически характеризует (в числе прочего) его способность усваивать учебный материал в условиях урока и во многом предопределяет успешность его адаптации к обычной, урочной организации учебного процесса.
В практике консультаций встречались случаи, когда психологическая дезадаптация детей проявлялась только к концу начальной школы.
Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение.
Именно актуальность данного вопроса и определила выбор темы нашего исследования: «психологическая поддержка первоклассника в период адаптации к школьному обучению».
Наше исследование по данному вопросу только началось. Мы не ставили перед собой цели узнать все и сразу. Углубленное изучение вопроса позволит нам разобраться в теме и максимально подробно изучить все аспекты.
Целью нашего исследования стало рассмотрение вопроса психологической поддержки первоклассника в период адаптации к школьному обучению.
Предмет работы – процесс адаптации ребенка к обучению в школе.
Объект исследования – ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В соответствии с определенной темой, целью, предметом и объектом исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:
1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого определить основные понятия исследования: адаптация, дезадаптация, факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению, критерии готовности ребенка к школе;
2.рассмотреть психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу и определить роль учителя в процессе адаптации ребенка к школе;
3.изучить современные методики по изучению готовности ребенка к школе и подобрать методы психологической поддержки и психолого-педагогические рекомендации по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.