Содержание:
Содержание
Введение 4
Глава 1. Особенности развития готовности детей к школьному обучению в условиях детского сада 7
1.1 Понятие готовности детей к школьному обучению 7
1.2 Компоненты готовности детей к школьному обучению 11
1.3 Особенности развития готовности детей к школьному обучению в условиях детского сада 14
Глава 2. Эмпирическое исследование развития готовности детей к школьному обучению в условиях детского сада 26
2.1. Организация эмпирического исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Практические рекомендации воспитателям по развитию готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада 43
Заключение 48
Литература 51
Приложение №1. Протокол психолого-педагогического обследования 56
Приложение №2. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний 58
Приложение №3. Словесно-логическое мышление 60
Приложение №4. Обобщение 62
Приложение №5. Словесно-логическая (слуховая) память 63
Приложение №6. Образная (зрительная) память. 64
Приложение №7. Внимание 65
Приложение №8. Восприятие 67
Приложение №9. Речь 69
Приложение №10. Развитие крупной и мелкой моторики 72
Приложение №11. Сформированность мотивации к обучению, 74
положительное эмоциональное отношение к школе 74
Приложение №12. Материал к заданиям 75
Литература
1. Айзина Ю.В. Развивающие программы для детей дошколь¬ного возраста из неблагополучных семей //Психолог в детском саду. — 2001. — № 1 - 2. — С. 150 - 159.
2. Баркан А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации // Вопр. психоло¬гии. — 1987. — № 4. — С. 67 - 70.
3. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? // Определение психологической готовности ребенка к школе. – М.: Ювента, 2005 – С. 36.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. —464 с.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирова¬ния личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педа¬гогика, 1990. — 144 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999. — С. 83.
7. Бурменская Г.В. Теоретические вопросы возрастно-психологического консультирования // Психолог в детском саду.— 2001. —№1-2. —С. 3-32.
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 40-48.
9. Васильева О.С, Филатов Ф.Р. Особенности психокоррекционной работы с детьми разного возраста // Журн. практического психолога. — 1999. — № 4. — С. 74 — 84.
10. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: учеб. Пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 2-е изд.; стереотипное – М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2007 – С. 226 – 230.
11. Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
12. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе : Психолого – педагогические основы : Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 256 с.
13. Гайдар К.М., ВьюноваН.И. Диагностическая работа пси¬холога в конфликтной ситуации // Журн. практического психолога. — 1996. — № 4. — С. 8 -15.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — 3-е изд. — М.; Академический Проект, 2000. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Воп¬росы теории и практики. — М.: Педагогика, 1991. —232с.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. Психическое разви¬тие ребенка. — С. 36 — 275.
17. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // На¬чальная школа. — 1990. — № 7. — С. 17 - 22.
18. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 32 с.
19. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 64 с.
20. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. // Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е, перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 80 с.
21. Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 32 с.
22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психо¬логическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987. — 118 с.
23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности де¬тей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
24. Кравцова Е.Е. Уровень развития общения как показатель психологической готовности к школе // Вопр. психоло¬гии. — 1984. — № 5. — С. 53 - 58.
25. Кудрявцев В.Т. Дар воображения: в чем его природа? // Пси¬холог в детском саду. — 2000. — № 2 — 3. — С. 149 — 157.
26. Кудрявцев В.Т. Концепция научных исследований Инсти¬тута дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2 — 3. — С. 20-47.
27. Кудрявцев Т.В., Егоров Б.Б. Психолого-педагогические основы оздоровительно-развивающей работы // Психо¬лог в детском саду. — 2000. — № 2 - 3. — С. 158-167.
28. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 232 – 245.
29. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. — М.: Академия, 2000. — 320 с.
30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педа¬гогика, 1986. — 144с.
31. Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляю¬щая образования // Вопр. психологии. — 2003. — № 1. — С. 27-40.
32. Майер И.П. Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старше¬го дошкольного возраста // Психолог в детском саду. — 2000. — № 1. — С. 65-69.
33. Мухина В.С. Детская психология : Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение. 1985. – С. 262 - 270.
34. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. — М., 1996. —С. 264-270.
35. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, АЛ. Венгера. — М: Педагогика, 1988. — 136 с.
36. Подготовка детей к школе в детском саду. // Под. ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1977. – 160 с.
37. Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции роди¬телей по отношению к психическому развитию дошколь¬ника // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2 — 3. — С. 204-213.
38. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — С. 50 - 282.
39. Психическое развитие младших школьников: Экспери¬ментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
40. Психологический толковый словарь. – М., 2006. – 600 с.
41. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дуброви¬ной. — М.: Изд. центр «Академия», 1995. — 128 с.
42. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 — 7-летнего возраста // Вопр. психологии. — 1986. — № 4. — С 36-43.
43. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста // Журн. прак¬тического психолога. — 1999. -г- № 4. — С. 53 — 73.
44. Словарь по психофизиологии. – М., 2001. – 500 с.
45. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Голо¬вин. — Минск: Харвест, 1997. — С. 246.
46. Словарь психологических терминов. – М., 2002. – 300 с.
47. Солдатов Д.В. Как дошкольник относится к школе? // Детский практический психолог. — 1996. — № 1—2. — С. 70-73.
48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. —М.: Просвещение, 1995. — 291 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтоге¬незе.— М: Педагогика, 1989. — 208 с.
50. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие готовности детей к школьному обучению в условиях детского сада
Введение
В современных условиях все острее встает вопрос адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, к возрастающим объективным социальным требованиям. Рассматривая вопрос адаптации системы образования, как правило, говорят о школе, о школьном образовании и его недостатках. В то же время важно учитывать тот факт, что крайне значимым этапом в адаптации и социализации личности является период дошкольного детства, который, как правило, связан для ребенка с посещением детского сада. Особенности развития ребенка в условиях детского сада, сформированность, либо несформированность основных умений и навыков, необходимых в школьной жизни, уровень развития психических процессов, система отношений и мотивация обучения – все это становится основой успешной адаптации ребенка в школе и освоения учебной деятельности, а в дальнейшем – социализации.
С другой стороны, несформированность необходимых мотивов учения, отсутствие необходимых умений и навыков деятельности и общения могут стать причиной школьной дезадаптации. Отметим, что сегодня вопрос психологической готовности и обучения детей в школе встает особенно остро. Так, за последнее время стала очевидна проблема увеличения количества детей, не усваивающих школьную программу, что находит отражение в показателях успеваемости в начальной школе, в отзывах учителей и психологов о трудностях адаптации учащихся.
Актуальность данного исследования определяется существующим противоречием между требования системы школьного обучения к учащемуся и объективным уровнем развития учащегося, его готовностью к школьной жизни. Готовность ребенка к освоению новой для него деятельности – учебной, к вхождению в новую систему отношений со взрослыми и сверстниками, к принятию новых социальных норм напрямую определяет успешность обучения