Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологическая готовность к обучению детей старшего дошкольного возраста.
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полнос¬тью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоин¬ства, переживающего богатый спектр эмоциональных процес¬сов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. Ребенок освоил мир предметов. Перед ним «открылись» социальные вза¬имоотношения, смыслы и цели деятельности взрослых в про¬цессе моделирования социальной действительности в разных видах деятельности. К 6 годам у ребенка впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей ин¬дивидуальной значимости, собственных индивидуальных ка¬честв, переживаний и некоторых психических процессов.
Дан¬ные преобразования в психике ребенка приводят к смене глав¬ных противоречий психического развития. На первое место вы¬двигается несоответствие между старым «дошкольным» обра¬зом жизни и новыми возможностями детей, уже опередившими его. К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак¬теризующая переход к младшему школьному возрасту. Специфи¬чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо¬чет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют по¬ложение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.С.Выготского (1983), Л.И.Божович (1968), Л.А.Венгера (1978, 1994), Н.Н.Поддьякова (1989), Н.Г.Салминой (1988), Д.Б.Эльконина (1988) и др. Эти исследования способствовали выработке относительно целостной системы теоретических представлений, в основе которой лежат выделенные Л.С.Выготским и разработанные Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером положения о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы психологической готовности современных дошкольников в школе. Это обусловило выбор темы исследования: «Психологическая готовность к обучению детей старшего дошкольного возраста».
Целью нашей работы стало рассмотрение вопроса психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: проблемы исследования готовности ребёнка старшего дошкольного возраста к школе.
Предметом исследования является психологическая готовность детей к школьному обучению.
Гипотеза. Готовность детей к систематическому школьному обучению определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей дошкольника, обусловленная созреванием организма ребенка, его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов.
Мы предположили, что дети, занимающиеся помимо обязательной программы в дошкольном учреждении, различными видами деятельности – музыка, литературные занятия, рисование, конструирование и т.д. более подготовлены к обучению в школе и уровень интеллектуального, психического и физического развития у них несколько выше, чем у детей, посещающих только детский сад.
В соответствии с выбранной темой, целью в исследовании нами были поставлены следующие задачи:
1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме готовности дошкольников к школьному обучению;
2.рассмотреть основные понятия в исследовании: готовность к обучению в школе, критерии и виды школьной готовности;
3. подобрать методики по определению готовности к школе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:
1) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ психолого-педагогической, социологической литературы;
2) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического опыта;
3)определение методов диагностического исследования, апробированные в психолого-педагогической практике: специально подобранные психологические методики.
База исследования: ГОУ детский сад № 1463 г. Москвы, общеразвивающего вида. Адрес: ул. Мосфильмовская д.17 а. тел 143-03-03. Зав.д/сада - Надежда Ивановна Овсянникова.
В написании работы нами использовались научные труды таких исследователей, как Димитров И., Гуткина Н.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. и др..