Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников
Проблема готовности ребенка к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого следует начинать систематическое обучение. Интерес к указанной проблеме объясняется, как считает Н. И. Гуткина тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
Исследование готовности к школьному обучению, своими корнями идущее из трудов Л. С. Выготского, содержится в работах Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Н. Г. Салминой. Единого подхода к трактовке понятия «готовность ребенка к школе» нет. Однако во всех исследованиях, несмотря на различные подходов, признается факт, что эффективное школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Практически все исследователи в числе наиболее значимых компонентов готовности к школе отмечают необходимость развития у ребенка стойкой мотивации к школьному обучению, желания пойти в школу.
В формировании у дошкольников мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные умения поиска интересующей информации, умение подчинять своё «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – всё это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания (Бабаева Т.И., Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков).
Актуальность исследования данного феномена на различных уровнях обусловлена обстоятельствами, к числу которых можно отнести:
1. Развитие мотивации ребенка-дошкольника требует дальнейшего усовершенствования организации педагогического процесса в дошкольном учреждении.
2. За последние несколько лет значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями развития, в том числе речевого. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики.
Гипотеза: мы полагаем, что согласование целей и содержания взаимодействия воспитателей и родителей положительно скажется на уровне мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Выстраивание взаимодействия носит поэтапный характер и базируется на взаимном дополнении и координации действий воспитателя и родителей по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к школе.
Объект исследования: Влияние взаимодействия воспитателей и родителей на развитие мотивационной готовности детей к школе.
Первая - экспериментальная группа. Все дети экспериментальной группы прошли обследование медико-педагогической комиссии.
Вторая контрольная группа, и третья группа
контрольная. Дети посещают массовые детские сады.
Предмет исследования: проявления особенностей мотивации готовности к школе у старших дошкольников.
Цель исследования: психологические особенности мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников.
Эта цель последовательно реализуется в задачах, а именно:
1. Провести теоретический анализ мотивационной готовности как проблемы психологии.
2. Определить психологические особенности готовности к обучению у старших дошкольников.
3. Исследовать психологическую характеристику выборки.
4. Выявить методики исследования и процедуры.
5. Проанализировать интерпретации, обобщения, результат исследований.
6. Изучить психологические условия формирования мотивации готовности к обучению в школе.
7. Провести анализ и определить эффективность.
В работе использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования;
- эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации, анкетирование, беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
- обрабатывающие методы: количественный и качественный анализ данных контрольных экспериментов, статистический анализ результатов.
Информационной базой дипломной работы явились фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные автором непосредственно для проведения анализа данных контрольного эксперимента.
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, литературы и приложений.