Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме "Бубновый валет" в контексте московской культуры 1910 - х годов
Введение
Двадцатый век, особенно его начало, для русской культуры имел осо-бенное значение. На рубеже веков русском и европейском сознании наметил-ся определенных художественный и духовный кризис, когда господствую-щий в науке материализм, а в искусстве – реализм не могли исчерпать мно-гообразия проявлений действительности. Развитие философии в направлении идеализма, возникновение и укрепление психоанализа, открытия в области ядерной физики и теории полей привели к тому, что объяснение явлений действительности вышло за рамки наглядности и вещественности. В искус-стве все больше ощущалась недостаточность реалистического изображения мира и человеческой личности. Поэтому начало XX века ознаменовалось ко-ренным поворотом в научном и художественном сознании.
В искусстве вновь возникает устойчивый интерес к романтизму (нео-романтизм), к поискам новых средств выражения новой реальности - модер-низм и, позже, авангардизм. Кризисное мироощущение создает в художест-венном мире новое понимание и изображение личности и мира. Особенно-стью этого периода является одновременное сосуществование различных на-правлений и течений, которые не только опираются на различные мировоз-зренческие основы, но зачастую и противоположны по основным принципам и подходам к изображению действительности. Поиск новых путей в искусст-ве приводит к экспериментам в области художественных средств: в литера-туре – со словом, звуком, смыслом, в живописи – с формой, пространством, цветом, в театре – с образом и сценическим воплощением замысла.
На рубеже веков рождается новое искусство, которое, с одной стороны, отрицает классику как застывшую догму, с другой – обращается к наиболее архаичным формам художественного восприятия и воплощения мира – к фольклору, к ранним формам религиозного искусства, к мифологическому сознанию. Порожденные этими поисками школы, в большей части, сущест-вуют недолго, однако можно говорить о том, что каждая из них внесла опре-деленный вклад в развитие русского искусства и определила направления развития искусства в следующие годы.
Направления, в основе которых лежал принцип отрицания предыдуще-го классического опыта и поиск абсолютно новых путей, не могли развивать-ся на совершенно пустом месте, обращались к тем истокам культуры, кото-рые лежали в основе народного, национального самосознания, и формирова-лись в определенной культурной среде. Поэтому каждая из школ имели свои черты, определенные свойства, которые заметно проявлялись в отдельных произведениях художников и в общей направленности в целом.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности творчества художников «Бубнового валета» в контексте московской художественной культуры 1910-х годов.
Задачами исследования явились
1) выявить особенности московской школы в изобразительном искусстве;
2) рассмотреть отношение художников начала XX века к городскому фольк-лору и способы отражения его в художественном мироощущении;
3) проанализировать творчество художников «Бубнового валета» с точки зре-ния выявленных особенностей московской живописи.
Предметом исследования является деятельность художников «Бубно-вого валета» в 1910-е годы.
Работа состоит из введения, двух глав – «Особенности московской культуры 1900 – 1910 гг.» и «Деятельность художников «Бубнового валета» - и заключения.
В основу исследования была положена монография Г.Г.Поспелова «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов», а также другие источники.