Содержание:
1.Основные подходы к определению культуры.
2. Анализ определения культуры как способа и способности к общению
3. Основные моменты антропогенеза по гипотезе Б.Ф. Поршнева
4. Роль языка, определения имен собственных в становлении человеческой культуры
5. Магия и религия как формы общения в начале человеческой истории.
6. Роль в становлении культуры этнической и социальной дифференциации.
7. Функции музыкального и образного искусства в культуре человечества.
8. Основные особенности мифологического мировосприятия.
9. Основные факторы возникновения античной культуры согласно гипотезе М.К. Петрова.
10. Проанализировать и сопоставить понятия античной культуры «полис», «номос», «логос», «космос».
11. Античная культура как игра, отношение античных авторов к новаторству и канону.
12. Имперские символы Древнего Рима и символика раннесредневековой культуры (заимствования и переосмысления).
13. Пространство и время в христианской и варварской картине мира.
14. Роль алхимии и астрологии в становлении «возрожденческой» творческой личности.
15. Диалог культур как феномен новоевропейской культуры.
16. Система ценностей и новый идеал человеческой личности в европейской культуре.
17. Основные черты культуры Просвещения.
18. Анализ концепции этногенеза и сущности культуры Л.Н. Гумилева.
19. «Национальные образы мира» как элементы общечеловеческой культуры по Г.Д. Рачеву.
20. Основные факторы формирования человеческой личности по З. Фрейду.
21.Культура как «сублимация» подсознательных влечений по З.Фрейду. Социальные и психологические функции культуры согласно его концепции
22. Архетипы коллективного бессознательного, их место в истории мировой культуры, в творчестве.
23. Сравнительный анализ образа человека и его культуры в концепциях З.Фрейда и К.Г. Юнга.
24. Дионисийство и аполлонийство как архетипы культуры, их место в «эллинской» и «варварской» культурах по Вяч. Иванову.
25.В.С. Соловьев о Востоке и Западе как архетипах мировой культуры.
26. Общее и особенное в «способах общения» культур Индии, Ирана, Египта и библейской Иудеи по В.С. Соловьеву.
27. Ключевая идея культуры Запада (в Древней Греции и Древнем Риме) по В.С. Соловьеву.
28.Представление о центре мировой культуры (месте встречи Востока и Запада) и дальнейших перемещениях этого центра (в русской религиозной философии).
29. Основные положения концепции спора поструктуралистов (М.Фуко, Ж.Лакана, Р.Барта).
30. Представление о глобальной культуре-музее в современном постмодернизме.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по культурологии
"Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
"Культура" как категория - созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и - результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Культурология как наука об общих аспектах возникнове¬ния и развития культуры складывалась постепенно, и многие ее проблемы прежде изучались другими гуманитарными дисципли¬нами. Однако и прежде существовала интегральная гуманитарная дисциплина, которая была своего рода прообразом современной культурологии (впрочем, она существует и сейчас). Это — соци¬альная, или культурная, антропология.
Однако постепенно комплексы наук, для обозначения кото¬рых использовались термины "социальная антропология" и "куль¬турная антропология", слились, и эти названия используются как синонимы. Одновременно произошло и важное содержательное изменение: социальная (культурная) антропология стала изучать не только примитивные и традиционные общества, но и всю человеческую культуру в ее историческом развитии. Целью соот¬ветствующего комплекса наук является также полное и исчерпы¬вающее описание самого человека.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.
4. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу с взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.