Содержание:
1. В чем состоят особенности русского языка XVIII-XIX вв? Что появилось нового в языке советского периода и в конце XX века? Чем характерен русский язык в мире?
2. Что означает «системность языка», каковы элементы этой системы, каким обра-зом взаимосвязаны элементы между собой?
3. Какие функции выполняет язык? (характеристика, примеры)
5. В чем проявляется сходство и различие форм языка? (приведите примеры)
6. Кратко охарактеризуйте стили языка. Приведите примеры.
7. Как вы понимаете термины «культура языка», «языковая норма»? Приведите при-меры.
8. Покажите на примерах произношение гласных, согласных и заимствованных слов
9. В чем проявляются особенности русского ударения и какова их вариантность? (5 примеров)
10. В чем проявляется сущность коммуникативных качеств речи? (примеры)
11. Этикет, примеры разных ситуаций
12. Примеры национальной специфики речевого этикета и обращения людей друг к другу в России.
13. Примеры основных единиц речевого общения
14. В чем заключается сущность организации вербального общения? (примеры)
15. Каковы основные виды аргументации, доказательности и убедительности речи? (примеры)
16. Что понимается под невербальными средствами общения (примеры)
17. Ораторское искусство, качество оратора (примеры).
18. Какова последовательность подготовки речи? Изобразите схемой, покажите эле-менты и взаимосвязи между элементами.
19. Характеристика способов оформления выступлений, в т.ч. с учетом современных средств.
21. Свойства официально – деловой письменной речи, сходство и различия письмен-ной и устной речи, примеры
22. Какие требования предъявляются к оформлению различных видов документов, с чем вы согласны и что считаете излишним, почему ?
23. Структура и содержание документов, каковы ваши предложения по изменению содержания и структуры документов, примеры.
24. Краткая характеристика типов деловых документов и предложения по их усо-вершенствованию
25. Новые тенденции в практике русского делового письма, и что бы вы изменили
26. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах, в чем смысл: «Не ножа боятся - языка». «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь»
27. Изложите свое мнение, изменилось ли соотношение между письменной и устной речью с появлением современных технических средств (ПК, сотовых телефонов)?
28. В каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и
та и другая?
29. В каких телепередачах преобладает разговорная речь, перечислите их, от чего это зависит?
30. Проанализируйте бытовую речь и покажите ее особенности.
31. Образуйте форму родительного падежа единственного числа, поставьте ударение и составьте словосочетания.
32. Составьте словосочетания со словами: рынок, базар, годовой, годичный. Чем обу-словлена возможность/невозможность сочетания этих слов с другими словами?
33. Составьте предложения с омонимами.
34. Выскажите свои соображения по вопросу написания научных статей: что нужно использовать, с чего начать, чего избегать.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по русскому языку и культуре речи
Русский национальный язык начал складывался в XVII веке вместе с образованием и укрепление Московского государства и русской нации. Он образовался на основе московского говора, объединив некоторые особенности северного и южного наречий. В этот же период начали складываться и основы новой системы национального литературного языка, что было связано с ослаблением влияния церковно-славянского языка и развитием литературного языка демократического типа, опиравшегося на традиции делового языка Москвы.
Важным этапом в развитии национального языка была Петровская эпоха, обогатившая русский язык многими заимствованиями не только в области военной, технической, научной и др. терминологии, но и в бытовой сфере (мода, кулинария, этикетные слова и выражения и др.). Были проведены реформы графики и, следовательно, орфографии (из алфавита были вычеркнуты дублирующие или нефункционирующие буквы).
Однако в результате волны разнородных и разноязычных заимствований и бурного развития не только деловой, научной, но и публицистической речи (начала издаваться общедоступная газета) в языке существовало смешение разных стилей и языковых средств. Большой вклад в упорядочивание языковой системе (в первую очередь – лексики) внес М.В. Ломоносов, разработав теорию «трех штилей».
В XVIII веке литературный язык развивался не только за счет разнообразия общественного и научного использования, но и в результате становления и развития национальной литературы. Поэты, писатели и драматурги отбирали из обиходного, разговорного, делового и книжного языка те средства, которые могли наиболее точно выражать мысли и чувства человека в художественном произведении. Язык произведений Д.Фонвизина, Н.Новикова, А.Радищева, И.Крылова был ориентирован на «живое употребление», на «язык обыкновенных разговоров».