Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Практический маркетинг аптеки или аптечной сети.
ВВЕДЕНИЕ
Лекарственные препараты являются особой категорией товара, они оказывают влияние на самое ценное, что есть у человека — его здоровье. Здоровье каждого гражданина — стратегическая ценность любого государства. Таким образом, и фармацевтическая промышленность является одной из ключевых в экономике.
Стремительное расширение сети аптек вынуждает всех участников розничного звена товаропроводящей сети всерьез задуматься о том, как упрочить свои позиции на фармацевтическом рынке. Понятно, что неконтролируемый аптечный рост, отчасти обусловленный отменой стандартов на их размещение, в итоге будет оптимизирован рыночными механизмами саморегуляции. При этом смогут выжить наиболее приспособленные - те, кто сможет предоставить более качественные услуги по наиболее приемлемым для потребителей ценам. В этой связи, проблема поддержания конкурентных преимуществ аптечной организации становится одной из наиболее значимых для ее последующего благополучия.
Сегодня широко известны способы практического маркетинга, направленные на обеспечение конкурентоспособности розничной сети. К ним, помимо профессионализма провизоров и фармацевтов, относится эффективное управление ассортиментом, поскольку издержки в ассортиментной политике могут серьезно пошатнуть экономическое равновесие в аптеке. Затем, это оптимальное ценообразование, позволяющее противостоять жесткому прессингу зачастую демпингующих конкурентов. Это также и рациональный "мерчандайзинг" - удобная организация торговых площадей и правильная выкладка медикаментов на аптечных прилавках, устройство витрин и стендов. Но все эти усилия могут оказаться тщетными, если они не сопровождаются "правильными", с маркетинговых позиций, аптечными продажами. Ведь в условиях обостряющейся конкуренции в розничном сегменте фармрынка, уже недостаточно знаний о качестве лекарственных средств. Принципиально важным является обучение сотрудников аптеки основам практического маркетинга, в том числе умению общаться и обращаться с людьми, внимательно выслушивать каждого клиента и доходчиво рассказывать о целесообразности использования его "целевых" медикаментов. От этого зависит, станет ли клиент постоянным посетителем, или уйдет в соседнюю аптеку, а в итоге - будет ли аптека процветающим или убыточным предприятием. Таким образом, понимание нужд потребителя и процесса покупки является основой успешных продаж, своего рода “маркетинговым искусством”.
В настоящее время большинство фармацевтических компаний придерживается концепции социально-ответственного маркетинга, которая предусматривает установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом.
Одним из важнейших факторов успешной деятельности фармацевтической компании является реализация рациональной сбытовой стратегии с использованием эффективной маркетинговой технологии. В настоящее время отечественные фармацевтические предприятия накопили достаточный опыт в сфере маркетинга, поэтому целесообразно систематизировать и рассмотреть основные инструменты, используемые ими.
Актуальность исследования. В настоящее время мероприятия маркетинга, в той или иной мере, используют все динамично развивающиеся фармацевтические компании, устанавливая тем самым в регионах практически одинаковые цены и обеспечивая схожий набор медикаментов, несмотря на их достаточно широкую номенклатуру. Поэтому, чтобы вырваться вперед или хотя бы удержать ранее завоеванные позиции, среди компаний будет все больше возрастать роль неценовой конкуренции. К ней прежде всего относятся постоянство ассортимента, уровень сервиса, общая комфортность работы аптеки с поставщиком, скидочные программы стимулирования, уровень PR и пр.
Несомненно, в настоящее время грамотное использование маркетингового подхода является одним из основных факторов, определяющих эффективность деятельности современной аптеки. Будущее за фармацевтическими компаниями, ориентированными на практическое применение маркетинговых инструментов для создания конкурентных преимуществ аптеки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрение процесса эффективного роста аптечной организации и его связи с уровнем использования различных элементов маркетинга, выявление связи получения конкурентных преимуществ и комплекса маркетинговых мероприятий позволит прогнозировать тенденции, которые необходимо принимать во внимание при решении задач разработки эффективной технологии деятельности.
Гипотеза – грамотное ведение фармацевтического бизнеса в розничной сети может быть эффективным, при применении разнообразных элементов маркетинга
Целью дипломной работы является практическое исследование, оценка эффективности применения основ практического маркетинга аптеки, успешная деятельность которой, при прочих равных условиях зависит от опыта работы, знания специфики рынка и умения выстраивать технологию оказания услуг потребителям. Изучение данной проблемы осуществлялось на примере предприятия – Аптека «Добродея» г. Колпашево Тамбовской области.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы фармацевтического маркетинга;
• провести ситуационный анализ деятельности аптеки «Добродея»;
• дать оценку эффективности использования маркетинговых технологий экономическим субъектом, предоставляющего своим покупателям не только ЛС, но и широкий спектр сопутствующих услуг;
• предложить мероприятия с использованием элементов практического маркетинга в практике работы аптеки;
Предметом исследования является внедрение и использование практического маркетинга в работе аптеки.
Объектом исследования является Аптека «Добродея» г. Колпашево Тамбовской области.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о значении субъективной оценки в восприятии предприятий, обслуживающих население, для успеха их деятельности в научно-практической литературе был затронут относительно поздно. Тем не менее, сегодня уже достаточно очевидно, что аптечные учреждения нужно рассматривать не только с функциональной, но и с рыночно-психологической точки зрения, т.е. факторы привлекательности конкретной аптеки для потребителей, которые влияют на решение осуществить покупку лекарств именно в данной аптеке.
Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, создавших основу маркетинговой концепции. (Ассель Генри, Дихтль Е, Котлер Ф., Баширов И.Х., Войленко В.В, Ковалев А.И., Коноплёв В.Т. и др.). Достаточно глубокая проработка проблемы фармацевтического маркетинга даны в работах Микки С. Смит, Барри Дж. Джеймса, Белошапка В.А., Загорий Г.В.)
Однако, проблема применения элементов практического маркетинга в аптеках и аптечных сетях рассматривается авторами довольно редко (А.С. Славич-Приступа, А.Синичкина). Работы перечисленных авторов позволили изучить важные стороны проблемы организации розничного аптечного рынка, а также выявить, что такой аспект проблемы, как связь маркетингового подхода с его конкурентоспособностью, нуждается в дальнейшей разработке.
Организация исследования. Нами было проведено маркетинговое исследование уровня привлекательности