Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Население как объект информационно-психологического воздействия в ходе ведения боевых действий в Афганистане
(1979-1989гг)
Введение
История человечества убедительно свидетельствует, что война, как общественное явление, никогда не сводилась только к вооруженному насилию. Она неизменно, во все времена сопровождалась целенаправленным психологическим воздействием каждой из воюющих сторон на своего противника, чтобы вселить чувство страха (при этом часто еще до непосредственного военного столкновения), морально разложить и разоружить его и, в конце концов, обеспечить себе победу над ним.
Информационно-психологический фактор, как неотъемлемый компонент войны, приобрел поистине громадное значение в современную эпоху - эпоху новейших коммуникационных средств и технологий. Ярким подтверждением этому стала наиболее идеологизированная война второй половины XX века - афганская. Оставаясь локальным вооруженным конфликтом, она до предела обострила идеолого-политическое противостояние между двумя мировыми системами и приняла характер информационной битвы мирового масштаба.
На афганском направлении подобное противостояние имело свою предысторию, начавшуюся задолго до гражданской войны в этой стране, и было во многом связано со стратегически важным географическим положением Афганистана, расположенном на перекрестке путей, ведущих в Южную Азию и на Ближний Восток, с независимым внешнеполитическим курсом правящих кругов страны, а впоследствии и с происшедшими в Кабуле переменами в устоях власти. Перечисленные факторы обусловили пристальное внимание к Афганистану со стороны двух соперничавших между собой глобальных социальных систем, каждая из которых в своих подходах к этой стране, как, впрочем, к региону и миру в целом, исходила из своей главной стратегической цели, а именно: мировой капитализм – развенчать, сдержать и отбросить коммунизм, а социалистический лагерь во главе с Советским Союзом – стимулировать и всемерно поддерживать т.н. «мировой революционный процесс».
Следует вспомнить, что страх Запада перед «мировым коммунизмом», усилившийся особенно после Второй мировой войны, породил, как известно, «холодную войну» или, по образному выражению видного английского историка А.Дж.Тойнби, «крестовый поход от имени Всемирной Капиталистической Демократии против Всемирной Коммунистической Тирании». Роль лидера «свободного мира», главного идейного руководителя и организатора этого «крестового похода» взяли на себя Соединенные Штаты Америки. На цели информационной борьбы против ненавистного Советского Союза - «империи зла» они не жалели сил, средств и денег. Еще в 60-х годах XX в. президент США Л.Джонсон, беседуя с руководителями американских пропагандистских служб, решительно потребовал от них: «Правительство тратит миллиард долларов в год на подобных вам, и вы давайте отрабатывайте расходы». Располагая огромными финансовыми возможностями, мощной технической базой и высококвалифицированным пропагандистским аппаратом, США уже к середине 70-х годов ХХ в. контролировали более 65 процентов всего объема информации, распространявшейся по всему миру, и могли оперативно воздействовать на общественное мнение планеты.
К ведению информационной войны были подключены и американские, и другие западные медиа-монстры – Юнайтед Пресс Интернэшнл, Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Франс Пресс и др., громадное число газет и журналов, десятки спецслужб, радио- и телевизионные станции, коммерческие книгоиздательства, благотворительные фонды, профсоюзные, церковные и другие организации, Объединенный корпус действий (Корпус мира), научно-исследовательские центры, вроде Стэнфордского исследовательского института, Института Баттеля, Исследовательского центра Армора, Консультативной комиссии по информации Конгресса США и т.д.
В унисон с пропагандистскими службами США действовали также идеологические и информационные центры других ведущих западных стран. Более того, и внутри Афганистана имелись весьма влиятельные общественные силы, особенно при дворе, среди интеллектуальной элиты, высшего чиновничества, генералитета, клерикальных авторитетов и племенной верхушки, которые, солидаризируясь с западными антикоммунистическими и антисоветскими идеями и взглядами, активно выступали с их проповедью среди различных слоев афганского общества (чаще всего среди неграмотных и политически не искушенных слоев населения). Характерными чертами такого рода проповедей были спекуляция на национальных и религиозных чувствах афганцев и использование самых грубых, примитивных форм и методов очернения коммунизма.
Вторым главным участником информационной войны на мировой арене выступали Советский Союз и его союзники. Массированному пропагандистскому натиску Запада они противопоставляли, правда, с гораздо меньшим размахом и напористостью, свои идеи, доктрины и концепции, обосновывавшие, главным образом, социальную несправедливость капитализма как системы и его неспособность решить насущные политические, экономические, культурные, духовные и другие проблемы развития человечества.
В жесткой информационно-пропагандистской и психологической борьбе советским спецпропагандистам противостояли не только исламские агитаторы, но и вся сила и мощь необъявленной психологической войны, развязанной США и их ближайшими союзниками против Афганистана.
На защиту выносится анализ различных аспектов информационно-психологического воздействия на население Афганистана в период ведения боевых действий в 1979-1989 гг. с учетом этнических, религиозных и социально-политических особенностей страны.
Предмет исследования: теория и практика информационно-психологического воздействия.
Объект исследования: население Афганистана в период ведения боевых действий в 1979-1989 гг.
В первой главе определяется роль населения как объекта информационно-психологического воздействия.
Во второй главе дается оценка социально-политической характеристики населения Афганистана.
Социально-психологической характеристике населения ДРА и ее учету в спецпропаганде в ходе боевых действий посвящена глава три.
Теоретические и практические методы подготовки материалов и информационно-психологического воздействия изложены в четвертой главе.
Выводы дают оценку действиям советской спецпропаганды в ходе боевых действий в Афганистане.