Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Основные функции и виды эмоций у человека
Введение
Актуальность исследования: человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека.
У ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы сопровождаются расстройством поведения в виде снижения успеваемости, различных форм социально-психологической дезадаптации, появлении агрессивного поведения, склонности к бродяжничеству, воровству, патологическому влечению к алкоголю, наркотикам.
Эмоция не только побуждает и направляет, регулирует деятельность, но и обеспечивает ее энергетически, определяя мобилизацию всего организма. Это проявляется в повышении уровня бодрствования, росте чувствительности анализаторов, активации вегетативной нервной системы и контролируемых ею функций организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной, скелетной, гладкой мускулатуры и др. Способность тотальной функциональной интеграции психической и соматической сферы человека — одно из существенных качеств эмоций.
Эмоции - действующее лицо больших драм. Они - повседневный спутник человека, оказывающий влияние на все его дела и мысли. Несмотря на ежедневное переживание разнообразных эмоций, мы не слишком хорошо знаем их нравы и редко можем предвидеть, когда они появятся, когда покинут нас, когда помогут, а когда станут помехой.
Существуют разные точки зрения на природу и значение эмоций. Одни авторы (Даффи, Линдсей) полагают, что можно обойтись без самого понятия "эмоция", заменив его термином "активация". Другие утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека (Томкинс). Есть мнение, что эмоции - это кратковременные состояния, наряду с пониманием их как феноменов, сопровождающих человека ежеминутно. Функции эмоций также трактуются неоднозначно. Так, Арнольд, Лазарус приписывают им разрушительную и дезорганизующую силу, полагая, что они являются источником психосоматических заболеваний, а Изард, Маурер и Томкинс отводят им позитивную роль в организации поведения.
Эмоции и воля человека до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о сущности эмоций и воли, возрастных закономерностях их развития).
Поэтому актуальным является изучение понятия эмоций, видов, основных функций и видов.
Целью нашей работы стало изучение основных функций и видов эмоций человека.
Объект исследования: человек, каждый с индивидуальной эмоциональной сферой и со своими эмоциональными переживаниями.
Предметом исследования стала эмоциональная сфера человека.
При написании работы мы ставили следующие задачи:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу;
2. рассмотреть психолого-педагогическую модель эмоциональной
сферы личности;
3. определить понятие, виды и функции эмоций у человека;
4. проанализировать теории эмоций и рассмотреть методы диагностики эмоции.
В своей работе мы опирались на труды таких великих педагогов и психологов, медиков и нейрофизиологов, как Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л., Выготский Л.С., Божович Л.И., Изард К.Э., Покровский В.И., Немов Р.С. и др.