Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Правовое воспитание учащихся в системе воспитательной работы школы
Введение
Проблему правового образования не назовешь новой. В последнее десятилетие эта проблема не просто обсуждается педагогами, юристами и политиками. Если говорить о школе, то она имеет особое отношение к проблеме правового образования. Основы правовых знаний становятся неотъемлемой частью современного содержания образования. Если под культурой школы мы понимаем свойственную коллективу осознаваемую или неосознаваемую совокупность взглядов на мир, на образование, на учителя и ученика, на их взаимоотношения на окружающее пространство, на репродуктивный и креативный опыт личности, то мы также осознаем, что эти мнения, интересы и ценности отдельных участников могут быть сходными или различаться. То есть можно говорить о том, что в школьной организации имеют место несколько субкультур. Самое сложное происходит в образовательных учреждениях, где явно проявляется противостояние субкультур взрослых и детей. Сложившийся стереотип у взрослых людей (педагогов), чьи жизненные ценности формировались вне правового пространства, не всегда позволяет положительно воспринимать правовую осведомленность своих подопечных. Педагоги такой формации выступают в различных ролях: с одной стороны, как учителя, формирующие у школьников систему правовых знаний, с другой стороны, как люди, защищающие сферу своего авторитарного влияния на учеников. Конечно, можно найти и такие счастливые школьные коллективы, где жизненные ценности, в том числе и правовые, совпадают полностью.
Рассматривая школьное правовое образование в контексте организационной культуры школы, мы тем самым признаем, что они взаимно влияют друг на друга. Школьное правовое образование объективно изменяет образовательное пространство, создает особый, часто неосознаваемый участниками образовательного процесса дух правовой самодостаточности. Это особо важно в настоящее время, так как современный социальный контекст мало способствует естественному освоению правовых ценностей. Именно поэтому руководители школы должны взять на себя ответственность построения особого образовательного пространства с высоким уровнем усвоения правовых знаний и большим опытом их применения.
Таким образом, мы можем определить цель нашей работы: изучить особенности правового воспитания учащихся в системе воспитательной работы школы.
Объектом нашего исследования является проблема правового воспитания школьников в системе воспитательной работы.
Предмет исследования: психолого-педагогическая, филологическая, правовая, методическая литература по вопросу правового воспитания в образовательном процессе.
Нами было выдвинуто предположение о том, что в настоящее время в системе воспитательной работы массовых общеобразовательных школ города недостаточно развита система обучения детей элементарным правовым знаниям. Правовое воспитание учащихся в системе воспитательной работы школы будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
-правовое воспитание школьников носит систематизированный характер в воспитательной работе;
-методы и формы правового воспитания школьников представляют для них интерес и носят позитивный характер;
-реализуется совместная проектная деятельность учителя и учащихся в правовом воспитании подрастающего поколения
Для подтверждения нашей гипотезы и в соответствии с целью исследования мы определили задачи эксперимента:
1.проанализировать психолого – педагогическую, правовую, методическую литературу по вопросу исследуемой темы;
2. определить теоретические аспекты правового воспитания учащихся;
3.выяснить роль воспитательной работы в процессе правового воспитания школьников;
4.определить необходимые педагогические условия реализации правового воспитания в общеобразовательной школе;
5.провести экспериментальное изучение вопроса о правовом воспитании учащихся в системе воспитательной работы школы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы : филологической, правовой, психолого-педагогической и методической;
2. эмпирические методы : диагностика, беседы, тестирования.
В написании нашей работы мы опирались на психолого-педагогическую, филологическую, правовую научную литературу и на труды таких авторов, как. Каменщикова Л.А., Уфимцева О.Г., Дюжакова Ю. А., : Семитко А.П., Ратинова А.Р. и др.