Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Деятельность социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) для обучающихся с отклоненями в развитии №502 Кировского района С-Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду, в качестве полноправных членов общества.
Существующие в философии, психологии, педагогике теоретические разработки позволяют рассматривать социальную адаптированность как единство личности и социальной среды, адаптация — процесс «вживания» личности в коллектив, «включения» ее в систему отношений, сложившихся в нем, усвоение норм, ценностей, традиций, что находит свое выражение в постепенной идентификации личности и коллектива.
Практика специальной коррекционной школы для детей с отклонениями в развитии показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.
В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с отклонениями в развитии. Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение многих общественных проблем заставили ученых и практических работников начать поиск новых эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся инфраструктуре социума, методики социальной работы, современных моделей социальных служб и воспитательных систем. Особенно нуждаются в специальной работе в этом направлении дети с отклонениями в развитии, т.к. их интеллектуальный потенциал в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает доста¬точной основы для усвоения и самостоятельного использова¬ния широкого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Отсюда является весьма актуальной необходи¬мость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработка форм и путей организации социальной поддержки и помощи учащимся и выпускникам с отклонениями в развитии специальной школы.
Профессиональный уровень социальной помощи в услови¬ях, максимально приближенных к жизни детей с отклонениями в развитии, может дать социальная служба школы, в которой цент¬ральное место занимает педагог.
Деятельность социального педагога специальной коррекционной школы для детей с отклонениями в развитии должна охватывать следующие направления: диагностико-прогностическое; коррекционно-образовательное и социо¬культурное; функционально-организационное; профилакти¬ческое; правовое.
Социальному педагогу вместе с учителями и практическим психологом необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, в центре которых может оказать¬ся воспитанник, чтобы помочь ему найти правильные пути вы¬хода из возможных неблагоприятных ситуаций.
Служба социально-педагогической помощи в учреждени¬ях для детей с отклонениями в развитии должна стро¬иться на основе следующих принципов: объективность в ра¬боте, коммуникативность, независимость в принятии прин¬ципиальных решений, индивидуальный подход, — принципов, пронизанных идеей гуманизма, ценности человеческой личности.
Социальный педагог — сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения — взаимодействует с предста¬вителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохрани¬тельных органов, трудовыми коллективами, родителями) и други¬ми заинтересованными лицами.
…….