Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Разработка тематической экскурсии на основе культурно-исторического потенциала Ленинградской области
ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в ХXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туристские потоки на рубеже века достигли 630 млн. туристских прибытий. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефте-, газодобывающей и перерабатывающей промышленностью. Произошла трансформация традиций, обычаев и становление международного и национального туристского права. Туризм, как доходная отрасль экономики, стал оказывать влияние на политику государств. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают факт: географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма.
В сфере туризма сегодня реализуются новые программы, совершенствуется инфраструктура, активно привлекаются инвестиции. Ленинградская область располагает богатейшим потенциалом для развития туризма благодаря природным и историческим ресурсам. Для продвижения турпродукта регулярно проводятся выставки, семинары, обмен опытом с зарубежными коллегами, активная рекламная деятельность. Все это формирует имидж Ленинградской области как крупного туристического центра.
Экскурсионный туризм, который в недалеком прошлом был ведущей отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России, и Ленинградской области в частности, характеризовался стабильными темпами развития, в настоящее время, как и вся туристическая сфера, переживает кризис.
Для него стали характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:
• резкое сокращение тематики экскурсий;
• дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов, способных обеспечить высокое качество экскурсии;
Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
В то же время, именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта – культурно исторический потенциал. В настоящее время в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на государственном учете находятся более 5 тыс. памятников - недвижимых объектов. Кроме того, в музеях находится более десяти миллионов экспонатов, которые получили название движимых объектов, то есть являющихся или способных быть объектами музейного показа. Многие памятники истории и архитектуры, центры народного искусства представляют хорошую базу для разработки обзорных и тематических экскурсий и экскурсионных транспортных туров.
Второе условие, которое обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных решить эту задачу, подготовка которых ведется различными учебными заведениями, только в Санкт-Петербурге ведется подготовка 38 учебными заведениями.
Актуальность темы. Туризм как вид социально-экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, повышение физического и духовного потенциала человека, общение с природой, умение, уровень знаний). Что касается последнего, то, как нигде в другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономики, истории, географии, этнографии, экологии и пр.
Существуют факторы, которые определяют развитие экскурсионного туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.
Внешние обстоятельства эффективности экскурсионного туризма включают статистические и динамические факторы. Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Для Ленинградской области в качестве наиболее предпочтительных мест отдыха выступают: Карельский перешеек, южная часть Ленинградской области. К районам среднего туристского интереса относятся Волховский, Гатчинский и Тосненский районы. Очень не значителен интерес к восточным районам области, несмотря на наличие, там большого туристского потенциала. Во многом слабый интерес к этим районам обусловлен не только их слабой рекламой, как на областном, так и российском уровнях, но и недостаточным количеством разработанных экскурсионных маршрутов для различных категорий населения.
Учитывая сложный и многоаспектный характер отношений в сфере экскурсионного бизнеса, проблемы, связанные с совершенствованием и развитием новых маршрутов, напрямую связаны с решением целого ряда задач, которые требуют систематизированных и фундаментальных знаний в области экскурсионного дела, грамотной рекламной стратегии, способной привлечь экскурсантов, и пробудить потерянный интерес населения к экскурсиям. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы в рамках работы.
Цель исследования: предложить методическую разработку тематической экскурсии, способствующей приобщению ребенка к многовековым традициям народного искусства, целостному восприятию русской культуры, а также духовному и эстетическому развитию личности.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
• Определить значение и роль экскурсионного туризма в экономическом развитии Ленинградской области;
• Провести маркетинговые исследования экскурсионных маршрутов Ленинградской области;
• Охарактеризовать теоретические требования экскурсионной методики;
• Разработать проект тематической экскурсии, с проведением ее в Ленинградской области.
Предмет - организация тематической экскурсии направленной на изучение и сохранение культурного и духовного наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Объект – методическая разработка тематической экскурсии.
Степень разработанности проблемы. Для отечественной науки проблематика становления и развития экскурсионного дела и разработка экскурсионных маршрутов не является новой. Особенности экскурсии как формы познания мира, специфика экскурсионного общения в различных аспектах охарактеризованы в исследованиях И. Т. Будылина, Е. Г. Вансловой, Ж.Ф. Деветьяровой, В.В. Емельянова, Б.Ф. Омельченко и др. Проблемы общения в процессе экскурсии нашли отражение во многих психолого-педагогических исследованиях (А. А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, 3 С. Смелкова).
Разработкой вопросов экскурсионной методики для школьников занимались Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцев, Е.А. Звягинцев, Н.Г. Тарасов, С.П. Аржанов, Н.П. Анциферов, И.М. Гревс, Б.Е. Райков и другие. Однако, проблема разработки тематических экскурсий, направленных на изучение и сохранение культурного и духовного наследия, региона, в частности, Ленинградской области, рассматривается авторами довольно редко (Л.А. Плечко, В.В. Добкович, В. А. Кириллова, И. М. Распопов).
Вместе с тем продолжает оставаться целый ряд вопросов об организации тематических экскурсий для школьников, проблем повышения привлекательности данного вида экскурсий, а также разработка и организация новых экскурсионных маршрутов по Ленинградской области.
Организация исследования. Нами был разработан проект тематической экскурсии по теме «Посиделки под стук коклюшек» в г. Кириши Ленинградской области, для младшей школьной группы.
Методы исследования. Для изучения спроса на экскурсионные маршруты были проведены полевые исследования методом опроса. В качестве инструмента сбора первичной информации были разработаны анкеты. Кроме того, в работе были использованы архивные документы Историко-краеведческого музея г.Кириши.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первом разделе рассмотрены вопросы экскурсионного туризма в экономическом развитии Ленинградской области, исследованы экскурсионные маршруты по Ленинградской области
Во втором разделе дипломной работы сформулированы теоретические аспекты подготовки экскурсии, ее проведения, а также разработан проект тематической экскурсии для детей младшего возраста.
В заключение дипломной работы подведены итоги проделанной работы.