Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности правового положения потребителей в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг) Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства
В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.
Актуальность нашего исследования обусловлена часто возникающими противоречиями в сфере потребительского рынка, нарушениями прав потребителей, некоторым несовершенством законодательства в данной отрасли, недостаточно эффективной правоприменительной практикой.
В России сейчас происходит формирование рыночной экономики, на этом этапе еще не сложились цивилизованные отношения между изготовителем, продавцом и потребителем. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, была вызана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Объект исследования – правоотношения в сфере защиты прав потребителей, институт защиты прав потребителей.
Предмет исследования – законодательство, регламентирующее защиту прав потребителей, научная и учебная литература по данной проблематике.
Целью работы является определение истории происхождения института защиты прав потребителей в России, определения основных понятий, используемых в данной сфере, основных прав и обязанностей потребителей и продавцов (поставщиков услуг), видов ответственности за нарушения в данной сфере и порядка привлечения к таковой.