Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эмоциональное сгорание медицинских работников и роль руководителя в его профилактике
Введение
Актуальность исследования. Великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: "Нет телесной болезни отдельно от души". Эти слова перекликаются с тем, что в XIX веке написал известный русский врач М.Я. Мудров: "Зная взаимное друг на друга действие души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело и почерпываются из науки мудрости, чаще из психологии".
Действительно, организм человека - это единство души и тела. И любая болезнь - проблема всей личности человека, состоящей не только из тела, но и из разума, чувств и эмоций. Вот почему один из основоположников отечественной онкологии академик Петров Н.Н. обращал внимание врачей-онкологов на то, что важно понимать страдания больного как личности и лечить больного, а не болезнь.
Врачам хорошо известно, что эффективность медицинского лечения во многом зависит от веры больного в выздоровление и от доверия к лечащим врачам. Оптимистическое отношение к жизни и позитивный внутренний настрой порой эффективней лекарств способствуют выздоровлению. Отрицательные же эмоции, вызываемые, как правило, различными психологическими стрессами, способствуют развитию различных заболеваний. Причем, в последние десятилетия роль психологических и социальных факторов в происхождении болезней российских граждан резко выросла. Особенно это касается так называемых психосоматических (от греческих слов психе - душа, сома - тело) заболеваний, в развитии которых, наряду с биологическими факторами, принимает участие так называемый психологический стресс.
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», – эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома эмоционального выгорания.
Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозит эмоциональное выгорание. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом. По существу эмоциональность заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен .
При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, – мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе». В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников, особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.
Несмотря на то, что такие вопросы, как стресс, стрессовые ситуации, методы повышение стрессоустойчивочти, проблема эмоционального сгорания уже давно изучались психологами и педагогами, в нашей работе мы рассмотрим стресс на примере группы работы медицинских сотрудников поликлиники, которая имеет свою специфику работы, сложности и несет огромную ответственность за те действия, функции, которые выполняет.
Проблема эмоционального сгорания, стресса и стрессовых состояний до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о сущности стресса, причинах и формах проявления). Поэтому актуальным является исследование способов повышения стрессоустойчивости медицинских сотрудников с целью профилактики у них психосоматических расстройств.
Цель исследования: Исследование уровня эмоционального сгорания медицинских работников с целью профилактики у них психосоматических расстройств на основе полученных данных о стрессе, подбора и апробирования методик по выявлении уровня эмоционального сгорания, стресса и тревожности.
Предмет исследования: уровень эмоционального сгорания у медицинских работников.
Объект исследования: являются медицинские сотрудники, у которых в связи со спецификой работы и большой ответственностью, отмечается высокий уровень стресса.
Гипотеза исследования: В настоящее время все чаще и чаще случаются конфликты на работе между сотрудниками, работниками и посетителями, начальством и исполнительными отделами. Уже практически не осталось предприятий, на которых работники бы не испытывали трудности в общении, эмоциональной напряженности. Наше исследование строиться на предположении о том, что у медицинских сотрудников поликлиники отмечается высокий уровень стресса, эмоционального сгорания, который при своевременном выявлении этого состояния руководителем и верном подборе и проведении методик по повышению стрессоустойчивости будет снижаться, нивелироваться. Так же мы предположили, что у руководителей уровень эмоционального выгорания будет несколько ниже, чем у медицинских работников, что обуславливается меньшей нервозностью и напряженностью руководителя и меньшим временем общения с пациентами.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам эмоционального сгорания, состояния стресса, стрессоустойчивости, тревожности и влияния этих состояний на эффективность деятельности;
2.Рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос.
3.Подобрать и апробировать методики по оценке уровня эмоционального сгорания и его синдромов проявления у медицинских работников;
4.Выбрать и апробировать методы понижения уровня эмоционального сгорания, стресса и тревожности, повышения стрессоустойчивости у выбранной нами категории людей.
Научная новизна и теоретическое значение. Впервые в нашем регионе было проведено исследование уровня эмоционального сгорания, стресса, стрессоустойчивости у медицинских сотрудников по выбранным методикам; отмечен высокий уровень эмоционального сгорания, стресса у участников исследования и получены положительные результаты при применении отдельных коррекционных методов в отношении данных нарушений.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: Медицинские работники поликлиники № 158 г. Москвы.
Методы сбора и обработки информации исследования:
1)методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
2)тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)
3) методика «конфликтность» С.Сергеев
Методологическая основа исследования: В. В. Бойко согласно которым синдром эмоционального выгорания представляет собой трехмерный конструкт включающий у В.В.Бойко напряжение, резистенцию, истощение. Проблема «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских