Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История Российской семьи и семейного воспитания
Введение
Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи».
Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме.
Проблемы семьи давно привлекают внимание ученых. По мнению отечественных психологов Г. М. Андреевой , А. В. Петровского , социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. В социальной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами исследовали отечественные психологи: Г.В. Акопов, А.И. Донцов, С.Г. Елизаров, А.Л. Журавлев, Я.Л. Коломинский, Ю.А. Лунев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.В. Сарычев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, В.В. Шпалинский. Отечественные специалисты по работе с семьей М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.
К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн, К. Рудестам, Н. Пезешкиан, В. Сатир . Существенным представляется положение о том, что именно родительская семья и особенности детско-родительских отношений являются важнейшими для проявления психической активности и направленности личности, реализуемых, в том числе, и в супружеской семье. Продолжением идей психоаналитического направления является теория транзактного анализа Э. Берна. Самыми частыми проявления трудностей развития являются так называемые игры, то есть сложные коммуникативные акты, преследующие цель получения бессознательных психологических «выгод». Ученым описано достаточно много игр, которые развиваются в супружеских отношениях, деформируя их, способствуя увеличению конфликтности и в ряде случаев прекращению существования семьи. Игры являются частным случаем личностной психопатологии, которая реализуется в семейных коммуникациях.
Проблемы семьи достаточно подробно описаны в социально-психологической литературе. Исследователи обращают внимание на целый ряд трудностей современных российских семей. Социально-психологический статус семьи в нынешнем обществе утрачивает свое значение. Для молодого поколения в большинстве случаев принадлежность к родительской и супружеской семье не является жизненно важным условием. Референтность семейных отношений утрачивается, качественные внутригрупповые коммуникативные акты сводятся к формальным формам общения. Референтная функция семейной группы переходит к случайным объектам, обуславливая прекращение или негативно-деструктивное видоизменение социально-психологического процесса усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, посредством уменьшения самостоятельной и самодостаточной помощи семьи своим членам.
Негативные материальные факторы жизни семьи сочетаются с фрустрирующими влияниями как социально-психологической депривации, так и заместительных девиантных моделей, предоставляемых в условиях депривации средствами массовой информации и механизмами стихийного воспитания. Депривация была обусловлена тем, что вследствие реформ 90-х годов были уменьшены материальные возможности членов семей и самих семей. Это, в свою очередь, уменьшило возможности и снизило мотивацию удовлетворения нравственных и интеллектуальных потребностей. Этими причинами объясняется многократный рост несостоятельности и некомпетентности семейной группы, увеличение числа конфликтов и случаев насилия в семье, разводов, фактов сиротства.
Методологическую и теоретическую основу работы составляют представления о специфике семьи как малой группы и супружестве как одной из подструктур семьи (А.А. Бодалев), представление о роли социально-психологических и личностных факторов в супружеском взаимодействии (Н.Н. Обозов, В.В. Столин); представления о взаимодетерминации факторов стабилизации-дестабилизации современного брака (Г.С. Васильченко), представление о детерминации затрудненного общения социально-психологическими характеристиками личности (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская, В.А. Лабунская).
Многие перечисленные выше особенности и проблемы современных семей служат источниками (катализаторами) конфликтов различной степени интенсивности, характера и глубины. Динамика социально-экономических, социально-политических, демографических и др. изменений в российском обществе не дает оснований полагать, что тема конфликтов в семье потеряет свою актуальность в ближайшее время. Этот фактор обуславливает актуальность работы.
Цель курсовой работы – сделать общий анализ семейного воспитания и проблем семьи в целом.
Предмет работы – психологические, социально-экономические и иные отношения, складывающиеся в семье как малой группе.
Объект работы – традиционная семья как малая группа.
В соответствии с содержанием проблемы, в процессе работы ставились следующие задачи:
1.Представить семью как культурно-исторический феномен и социальный институт.
2. Рассмотреть психологические и социологические аспекты семейно-ролевых отношений.
3. Определить механизм супружеских конфликтов с точки зрения групповой динамики.
В процессе подготовки и написания работы мы использовали научную и монографическую литературу по проблемам социальной психологии, социологии семьи и брака.