Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме География отечественного охотничьего туризма
Введение
Актуальность. Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.
Территория России простирается с запада на восток на 10 тыс км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма, в том числе и для туризма охотничьего .
Вместе с тем, в нашей стране, к настоящем у моменту времени, несмотря на обилие внутренних ресурсов, как это было показано выше, этот вид экономической деятельности, к сожалению, не стал массовым.
Для сравнения, маленькая Болгария получает ежегодно до 40-50 млн. долларов в год от этого вида туризма, Россия – в несколько раз меньше, и даже – в несколько десятков раз меньше .
В развитых странах охотничий туризм приносит ежегодно миллиарды долларов в бюджет.
Например, охота и рыболовство США освещаются не только официальной статистикой, но и отдельными исследователями и организациями. К числу таких принадлежит Ассоциация Саусвика, работающая в системе Службы рыбы и дичи США. Она ежегодно проводит репрезентативные опросы охотников во всех штатах и публикует обобщенные данные. Согласно данному источнику общая оценка охотничьих затрат в США составляет свыше 22 млрд. долл.
Около половины ее дает охота на оленей. Еще более эффектна оценка суммарной экономической роли, т. н. "экономический толчок" (multiplier effects) охоты – почти 61 млрд. долл., учитывающая рост инвестиций и активизацию различных сфер экономики под влиянием потребностей охотников.
Охота в США создает 705 тыс. рабочих мест, что составляет около 1% потребностей в рабочей силе в гражданских отраслях экономики страны. Общие заработки, связанные охотой, равны 16,1 млрд. долл. Они обеспечивают налогообложение в сумме свыше 3 млрд. долл., поступающее в бюджеты штатов и федерации .
В общей сложности в охоте (имеется ввиду именно любительская охота) в 1996 г. участвовали 14 млн. чел., затративших на различные цели, связанные с обеспечением своего занятия, 22,1 млрд. долл., в т. ч. 5,2 млрд. в связи с переездами, 13,3 млрд. на различное снаряжение, 3,2 млрд. на аренду и компенсацию владельцам охотничьих угодий и 541 млн. долл. на покупку лицензий и разрешений.
Интересна динамика некоторых показателей. В 1996 г., по сравнению с 1991 г., вложения в охоту возросли в США с 12,4 млрд. долл. до 22,1 млрд. долл., т. е. на 78%.
Охотники-туристы в США совершили 114 млн. выездов и затратили 154 млн. охотодней. Расходы на выезды и приобретение охотничьего снаряжения составили 9,7 млрд. долл.
Плата частным землевладельцам за охоту составила 3 351 389 000 долл., плата частным арендаторам за охоту в 2001 г. - 624 503 000 долл. Эти цифры указывают на некоторые важные причины популярности охоты. Организация охоты является выгодным делом и приносит землепользователям большую прибыль.
Данные показатели убедительно свидетельствуют о том, что охотничий туризм в России существенно отстает не только от мировых экономических показателей, но и от других экономических отраслей в самой стране (См.: Приложение: Таблица 1 – 2).
Таким образом, цель нашего исследования – определить географические условия развития отечественного охотничьего туризма
Данная цель подразумевает решение следующих исследовательских задач:
1. Определить законодательную базу развития туристской отрасли в современной Российской Федерации и выявить основные тенденции государственной политики развития охотничьего туризма.
2. Классифицировать охотничьи ресурсы в современной Российской Федерации.
3. Выявить основные особенности организации охотничьего туризма в современной Российской Федерации, в контексте перспективных зон его развития.
4. Дать характеристику важнейшим условиям развития охотничьего туризма.
Степень изученности проблемы.
В последнее время в отечественной публицистике, равно как и научной литературе появился ряд публикаций, посвященных проблематике развития охотничьего туризма. Таковы, периодическое издание «География и природные ресурсы» (выходит с 1997 г.), освещающих различные аспекты охотничьего туризма в наше стране, журналы «Охота» и «Туризм», представляющие собой не только массовую популярную периодику, но и серьезные научные издания.
В данной работе приводится ряд статей, из вышеназванных источников: «Этнокультурные аспекты природопользования в проблеме устойчивого развития Арктического региона России//География и природные ресурсы, №4, 2002», Азбука русского охотника. – М., 2003, Анализ состояния биоресурсов России в конце ХХ века / Известия МГУ (биологический факультет). – М., 2000, Экология. Учебник для Вузов. – М. – «Владос». – 1996, Экологическое регулирование. Учеб-метод. пособие для студентов гуманитар. ВУЗов. – М. – «Педагогика». – 1997.
Кроме того, в настоящий момент времени, проблема природопользования в ключе развития национального сектора охотничьего туризма, стала предметом ряда межвузовских, региональных и всероссийских научно-практических конференций, как например «Проблемы заповедного дела Сибири» и др.
Вместе с тем, проблематика экологии и экологического туризма стоит остро во всем мире, и вопросы российского сектора туристического бизнеса неоднократно подымались и в зарубежной печати. Таковы статьи во французском сборнике «Люди Крайнего Севера – традиции и прогресс» и др. (Les types geographiques de l'economie traditionnelle des peuples du Nord de la Russie (de la presqu'ile de Kola jusqu'a Taimyr). "Peuples des Grands Nords: traditions et transition", Paris, edition INALCO, 1995, p. 189–202), The European problems of ecology // GGR. – 1995, p. 56 – 103, Ecology and глобализация // Geography. – 2005. – № 1.
Практическая значимость работы. Данная работа уточняет сущностные характеристики охотничьего туризма как самостоятельной экономической отрасли, имеющей перспективное значение для развития всей российской экономики на современном этапе. В работе уточняются основные категории и термины туристической отрасли, и вопросов природоохраны. Были выявлены основные тенденции и направления развития охотничьего туризма в современной Российской Федерации и конкретизированные перспективные направления стратегии развития данной отрасли.