Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Участие прокурора в досудебной стадии уголовного процесса
Введение
Эффективная реализация органами предварительного следствия задач по защите личности, охране прав и свобод граждан невозможна без совершенствования правовой регламентации осуществления процессуального контроля начальником следственного отдела, прокурорского надзора и судебного контроля. Вопросам развития данных правовых институтов большое внимание уделяли Л.Б. Алексеева, А.П. Гуляев, И.М. Гуткин, А.М. Ларин, П.А. Лупинская, В.А. Михайлов, И.А. Попов, В.М. Савицкий, М.С. Строгович, А.А. Чувилев и другие авторы.
Однако в связи с необходимостью повышения уровня обеспеченности конституционных прав и свобод человека и гражданина вопросы совершенствования процессуального контроля, прокурорского надзора и судебного контроля в системе правовых элементов обеспечения государством прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве приобрели, по нашему мнению, в последние годы весьма существенное значение.
Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации
надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации, а также осуществляющих уголовное преследование и
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.
В соответствии с действующими законодательными пред-
писаниями правовые акты о прокуратуре выстраиваются в четкую
иерархическую структуру. На самом высоком уровне находится
Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу и все правовые
акты более низкого уровня должны соответствовать ей. Так статья 129
Конституции РФ определяет, что прокуратура Российской Федерации
составляет единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору
Российской Федерации и ряд других положений. Несколько ниже в
иерархической структуре правовых актов находятся федеральные
законы. Они имеют верховенство на всей территории страны и подлежат
неуклонному исполнению. Конституционные основы построения и
деятельности прокуратуры находят свою реализацию в редакции
Федерального закона от 17 ноября 1995 г.(№168 – ФЗ), от 5 октября 2002
г. (№ 120 – ФЗ). Прокуратура Российской Федерации, в соответствии с
упомянутыми добавлениями к закону, помимо надзора, выполняет и
иные функции, установленные действующим законодательством.
Механизм осуществления прокуратурой ее функций и задач
регулируется также Уголовно-процессуальным кодексом РФ от 18
декабря 2001 г. с изм. от 31 октября 2002 г., Федеральными законами от
25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» с изм. от 21 ноября 2002 г.; от
30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»; от 25 июля 2002 г. «О
противодействии экстремистской деятельности» и иными актами. В
законах решается большинство вопросов организации и деятельности
прокуратуры.
Наша работа посвящена вопросам участия прокурора в досудебной стадии уголовного процесса, его функциям и полномочиям, соотношению прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и передачи дела в суд с судебным контролем.
Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в уголовно-процессуальном законодательстве, переносом части полномочий прокуратуры суду, дисскусией в научных кругах о соотношении прокурорского надзора и судебного контроля.
Объектом исследования в нашей работе выступают функции и полномочия прокурора, работников прокуратуры на досудебной стадии уголовного процесса.
Предметом исследования являются нормы уголовно-процессуального законодательства, нормативные акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры и предварительного расследования, материалы судебной практики, научная и учебная литература по данной проблематике.
Целью работы является определение полномочий и функций прокурора на досудебной стадии уголовного процесса, соотношение прокурорского надзора и судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса.
Задачи:
- определить статус прокурора как участника уголовного процесса;
- определить задачи прокурорского надзора на досудебной стадии уголовного процесса;
- определить полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и прекращения предварительного расследования;
- определить соотношение прокурорского надзора и судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса;
- оценить перспективы контроля за предварительным расследованием.
Структура работы: введение, три главы, семь параграфов, заключение и список литературы.