Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Межкультурная коммуникация как общение
Введение
В современном мире резко возросло внимание к такому феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, политологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурном и т.д. Такая ситуация является вполне закономерной. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество проявляется не только в проникновении коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновении и развитии качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслении коммуникативной природы социальной реальности , современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества. Как отмечает Д. Иванова воздействие общественных изменений и новые технологии «связаны не столько с расширяющимися возможностями накопления и переработки информации» как это представлялось ранее, сколько «с новыми формами коммуникации» .
Современное общество невозможно охарактеризовать, игнорируя проблемы коммуникаций. Социум коммуникативен по своей природе. Представления Н. Лумана о коммуникации как о сущностной характеристике самого общества, его утверждения о том, что «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации» , что «только коммуникация может осуществлять коммуникацию» , приобретают новый смысл и вызывают особый интерес.
Ряд современных исследователей - П.Дж. Катзенстейн, Р.О. Кохэн и Ст.Д. Краснер, видят суть современного общества во все большей транспарентности границ .
Наиболее известные теории, объясняющие феномен современного мира, связаны с концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али. Появляющиеся модели современного мира часто оказываются биполярными и делят субъектов миропорядка (цивилизации, культуры) на два лагеря, противопоставляя один другому. Такая оппозиция может проводиться по различным основаниям, например: экономическим (прогрессивный модернистский постиндустриальный проект против отсталого традиционного, фундаменталистского), этнокультурным (мультикультурализм, культурный плюрализм против ирредентизма), религиозно-ценностным (исламский фундаментализм против американского империализма и колониализма «постхристианского Запада») и т.д.
Характер, направленность, динамика изменений в современном мире выводят в число наиболее актуальных проблему межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация понимается как общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события . Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры . Достаточно часто используется термин «кросс-культурная коммуникация», однако он обычно относится к изучению определенного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных культур.
Основными функциями межкультурной коммуникации являются обеспечение межкультурного обмена материальными и идеальными ценностями, а также кооперации между представителями различных этносов, наций, государств и т.д. при решении тех или иных задач локального и глобального уровней.
С.Г. Тер-Минасова отмечает, что способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре .
С рождения человек принадлежит многим группам (этническим, культурным и т.д.), и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Правомерно говорить о том, что межкультурная коммуникация является коммуникацией социальной.
Рассматривая межкультурную коммуникацию как общение мы, естественно, должны выделить характеристики как понятия коммуникации, так и понятий общения и культуры.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова определяет общение как «взаимные сношения, связь» а коммуникацию – как «а) сообщение, связь одного места с другим; б) сообщение, передача мыслей (словесная; научная)» . В словаре русского языка А.П. Евгеньевой общение определяется как «а) действие по значению глагола общаться, т.е. поддерживать отношения, встречаться; б) взаимные сношения, деловая или дружественная связь» . Аналогичное толкование дает и словарь С.И. Ожегова .
Таким образом, можно полагать, что общение и социальная коммуникация представляются как понятия одного ряда, хотя и не тождественные друг другу. Тем не менее, трактовки обоих понятий имеют значительное количество вариаций.
Так в середине 60-х годов ХХ в. американский ученый Л. Сэйер насчитал 25 различных концепций использования термина «общение» в научной литературе , а согласно подсчетам Э. Беттинхауса в 60-х годах только в американской научной литературе существовало более 50 различных описаний процессов коммуникации . В работе вышедшей в 1976 г. Ф. Дэнс и К. Ларсон приводят более 125 определений общения .
Отечественная литература также дает широкий спектр различных толкований содержания понятий и существа явлений «общение» и «коммуникация». Например, В.П. Конецкая в учебнике «Социология коммуникации» пишет: «Общение - социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой жизнедеятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Коммуникация - сознательно обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.)» . М.С. Каган утверждает, что «Общение оказывается необходимым и специфическим видом человеческой деятельности, выражающим взаимодействие субъекта с субъектом» .
Главное, что объединяет точки зрения, имеющиеся в отечественной науке по вопросу общения и коммуникации, состоит в указании на социальный характер этих явлений.
Общение - понятие, обозначающее социальный феномен, который раскрывает механизмы структурирования, организации и функционирования человеческого общества, способы и формы включения индивида в социально-исторический контекст. Общение служит связующим элементом системы «человек - общество» .
Культурологи выделяют целый ряд подходов в понимании и определении культуры, например: описательный (З. Фрейд), ценностный (М. Хайдеггер, М. Вебер), деятельностный (Э.С. Маркарян, Ю.А. Сорокин), духовный (Л. Кертман), символический (Ю.М. Лотман), диалогический (В.С. Библер, С.С. Аверинцев), информационный (Ю.М. Лотман).
В контексте рассмотрения проблем межкультурной коммуникации представляется целесообразным обращение к диалогическому и информационному подходам. В соответствии с диалогическим подходом культуру рассматривают как «диалог культур» и как форму общения ее субъектов. (В.С. Библер, С.С. Аверинцев). В соответствии с информационным подходом культура рассматривается как система создания, хранения, использования и передачи информации, т.е. - система знаков, употребляемых обществом, в которой зашифрована социальная информация, вложенные людьми содержание, значение, смысл (Ю.М. Лотман). Культура – это информационное обеспечение общества, это – социальная информация, которая накапливается в обществе с помощью знаковых систем.
Главными причинами, обусловившими возрастание интереса к тематике межкультурной коммуникации, являются:
• качественные сдвиги в развитии общемировой цивилизации (интернационализация – глобализация). Они охватывают, в частности, необходимость международной экономической кооперации, нарастание количества проблем, для решения которых необходимо интернациональное сотрудничество, политическую, культурную и спортивную интеграцию, возникновение мировых транспортных и информационных сетей, растущую мобильность населения и т.д.;
• процессы гуманизации социальной жизни и либерализации общественной мысли, которые начинают особенно бурно развиваться во всем мире с конца 50-х годов ХХ века. В результате этих процессов постепенно формируется толерантность к представителям разнообразных меньшинств - расовых, этнических, идеологических, возрастных, гендерных и т.д.;
Общество постепенно созревает для мысли о том, что «чужой» не обязательно представляет собой нечто раздражающее, опасное, требующее ассимиляции или устранения, но и содержит в себе немалый синергетический потенциал и шанс для обогащения. На этом фоне возникает эмансипаторно-либеральная линия интеркультуралистики, представленная, прежде всего, в социологии, педагогике и теологии .
Теория межкультурной коммуникации не могла бы сформироваться без возникновения собственно теории коммуникации. Первые работы с коммуникативно-теоретической направленностью появились в 20-30-е годы ХХ века. Их авторами были, большей частью, социологи, которые применяли в своих исследованиях главным образом социологические методы и руководствовались социологической постановкой вопроса (Г. Буддемайер). Социологический подход до сих пор оказывает значительное влияние как на общую теорию коммуникации, так и на теорию межкультурной коммуникации. Вскоре после второй мировой войны сложился информационно-технический подход к коммуникации. В его рамках термины «коммуникация» и «теория коммуникации» впервые начали применяться к СМИ.
Ключевыми теориями, отражающими специфику современного общества и массовой коммуникации, являются идеи Э. Тоффлера и Т. Парсонса об информационном обществе и информационном обмене взаимодействующих систем и подсистем, концепция социального действия Ю. Хабермаса, представления Л. Альтюссера о роли идеологии в воспроизводстве общественных отношений, концепция гегемонии А. Грамши, представления об особенностях пропаганды социальных идей П. Лазарсфельда, Р. Мертона, теоретические разработки Ж. Бодрийара, сфокусированные на изучении СМИ и массовой культуры в эпоху постмодерна и др.
Структура общения хорошо изучена в теории информации и коммуникации (К. Шеннон, У. Эшби, Р.О. Якобсон и др.). Социальная коммуникация изучается в рамках самых разных исследовательских парадигм. Это - символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер и др.), феноменология (Г.Гарфинкель, А. Шюц и др.), диалогизм (М.М. Бахтин и М. Бубер), постмодернизм (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар и др.) и другие известные школы и направления, в рамках которых были получены важные сведения о многих сторонах социальной коммуникации.
Изучение межкультурной коммуникации переживает ныне в Западной Европе и США бум, который можно наблюдать в широком спектре гуманитарных наук, начиная с лингвистики и методики преподавания иностранных языков и кончая философией или теорией менеджмента. Число посвященных этой теме конференций, семинаров, монографий, сборников статей и т.д. - огромно. На взгляд некоторых ученых, она даже становится «наиболее важной темой социальных наук», «вопросом выживания нашего биологического вида» (R. Young) .
Интерес к проблематике межкультурной коммуникации отмечается в России с середины 90-х годов и постоянно растет. Тема межкультурной коммуникации занимает одно из центральных мест в отечественной филологии, о чем свидетельствует целый ряд публикаций последних лет (Н.Л. Шамне, С.Г. Тер-Минасова, О.А. Леонтович, Д.Б. Гудков, Т.Г. Грушевицкая и др., Л. И.Гришаева и др.). В рамках отечественной коммуникативной теории можно выделить работы, посвященные проблемам речевого общения (А.Е. Войскунский, В.В. Богданов, О.Л. Каменская, Е.Ф. Тарасов, О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Г.Г. Почепцов), взаимоотношению сознания и коммуникации (И.А. Зимняя, Б. Гаспаров, В.В. Красных, В.Я. Шабес), а также языка и коммуникативного поведения человека (Т.Г. Винокур, И.П. Сусов). Исследованиями, связанными с моделированием коммуникативного процесса занимались С.А. Сухих, В.В. Зеленская, коммуникативными стратегиями - Е.В. Клюев, проблемами невербальной коммуникации - И.Н. Горелов и В.Ф. Енгалычев, компьютерной коммуникацией - Б.Ю. Городецкий, культурой общения - Н.И. Формановская.
Курсовая работа посвящена проблеме межкультурной коммуникации как общения.
Цель работы – представить межкультурную коммуникацию как общение индивидов / социальных групп, состоящее в обмене материальными и идеальными ценностями.
Цель курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
1. Выделить причины, обусловившие рост значения межкультурных коммуникаций в современном мире;
2. Исследовать культурно-специфические аспекты общения;
3. Рассмотреть когнитивный и аффективный аспекты общения в рамках межкультурной коммуникации.
Предметом работы является общение, осуществляемое представителями различных этносов, наций, государств и т.д. в условиях культурно обусловленных различий.
В качестве объекта исследования выступают представители различных этносов, наций, государств и т.д., осуществляющие в процессе общения межкультурный обмен материальными и идеальными ценностями, а также кооперацию при решении различных задач локального и глобального уровней.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассматривается феномен коммуникации в современном постиндустриальном обществе.
Вторая глава работы посвящена культурно-специфическим аспектам общения.
Глава три посвящена рассмотрению некоторых аспектов общения, в частности когнитивному и аффективному, а также невербальному общению, оказывающему влияние на изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности.
В процессе подготовки и написания работы автором использовались материалы научно-монографической (В.С. Агеев, Э. Бенвенист, П. Бергер, Т.А. Ван Дейк, А. Вежбицкая, А. Мейе, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Тер-Минасова и др.), учебной и справочной литературы по проблемам лингвистики, социальной и этно- психологии, социальной философии, культурологи.