Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к экзамену по философии, политологии, социологии
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окру¬жающий мир и место человека в нем, на многосторонние отно¬шения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных устано¬вок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентации, социально-политических, нравственных, эстетических и религиозных прин¬ципов познания и оценок. Мировоззрение — это своего рода духовный каркас структуры личности, класса или общества в целом. Наличие мировоззрения — показатель зрелости не только личности, но и социальных групп, политических пар¬тий. Субъектом мировоззрения, следовательно, являются и лич¬ность, и социальная группа, и общество в целом. При этом человек в своем индивидуальном развитии становится лично¬стью только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение, вне которого он еще не есть личность в собствен¬ном смысле слова.
Мировоззрение — это разноуровневое духовное образова¬ние, в котором совмещаются в единый клубок нити и житей¬ских воззрений с их рациональными и иррациональными эле¬ментами, рассудок и предрассудки, научные, художественные и политические воззрения. Исторически исходным в содержа¬нии мировоззрения являлись представления обыденного созна¬ния, мифологические и религиозные взгляды, игравшие опре¬деленную роль в закреплении форм социальной организации жизни человеческих коллективов. С развитием практически-познавательной деятельности, с выделением науки в особую сферу жизни содержание мировоззрения становится все более научным и удельный вес научности здесь неуклонно возрастает.
Таким образом, содержание мировоззрения изменялось соот¬ветственно тому, как изменялись формы практического освое¬ния мира и его теоретического осмысления. Основой мировоз¬зрения являются, следовательно, знания, составляющие его информационную сторону. Всякое познание, его различные виды формируют мировоззренческий каркас. Но наиболее вы¬дающаяся роль в формировании этого каркаса принадле¬жит философской науке, ибо философия и возникла и сформи¬ровалась как ответ на мировоззренческие вопросы человече¬ства. Поэтому понятие мировоззрения всегда связывалось в пер¬вую очередь с философскими взглядами, будучи, однако, исто¬рически независимым и гораздо более широким по смыслу, чем понятие философии: ясно, что любая философия выпол¬няет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззре¬ние философично. Философия — теоретическое ядро мировоз¬зрения.
Знания далеко не исчерпывают содержания мировоззрения. Чтобы знание обрело мировоззренческий смысл, оно должно быть освещено лучами нашей оценки, нашего к нему отноше¬ния. Мы все оцениваем с точки зрения интересов определен¬ной социальной группы, общества, а также личной. Нам ничто не безразлично, тем более то, что касается высших жизнен¬ных ценностей. Вот почему мировоззрение испокон веков явля¬ется духовным поприщем острой борьбы различных социаль¬ных сил, общественных классов и даже отдельных личностей. Это значит, что в структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка, иными словами, ему присуща не только информационная, но и аксиологическая (ценностная) насыщенность.