Содержание:
Вопросы по дисциплине «Экономика отрасли (торговли)»
1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны, классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы взаимодействия.
2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг розничной торговли и общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.
4. Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития в рыночной экономике
5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли.
6. Особенности региональной структуры отрасли торговли. Актуальные направления ее развития.
7. Принципы и содержание государственного регулирования торговли – стратегическая цель, механизм регулирования, современное состояние. Органы регулирования и контроля торговли. Их права и обязанности.
8. Особенности размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания.
9. Ответственность предприятия торговли при работе на потребительском рынке.
10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.
Вопросы по дисциплине "Экономика предприятия"
1. Организация учетной и аналитической деятельности на предприятии.
2. Планирование на предприятии как основная функция управления. Технология планирования, система планов.
3. Капитал предприятия: структура, формирование, показатели эффективности использования.
4. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета. Показатели эффективности использования основных средств в торговле и пути ее повышения.
5. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники формирования, показатели эффективности использования.
6. Товарные запасы их виды и назначение. Анализ и нормирование товарных запасов. Пути ускорения оборачиваемости товаров.
7. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Оценка эффективности использования средств на оплату труда.
8. Производительность труда на предприятии торговли, факторы ее определяющие. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях отрасли.
9. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объемов продаж при планировании.
10. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование.
11. Валовой доход предприятия, структура и источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода. Методы анализа.
12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами.
13. Анализ издержек обращения торгового предприятия. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей расходов.
14. Налогообложение деятельности предприятия торговли. Виды налогов, налогооблагаемая база, налоговые ставки.
15. Налог на прибыль: схема определения налогооблагаемой базы, порядок расчета.
16. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования.
17. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация.
18. Специальные системы налогообложения малого бизнеса.
19. Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления.
Вопросы по дисциплине «Маркетинг»
1. Сущность, цели, задачи и основные направления маркетинговых исследований; источники маркетинговой информации.
2. Методы сбора первичной маркетинговой информации.
3.Сегментирование рынка, выбор целевого рынка, позиционирование.
4. Конкурентоспособность товара и ее оценка.
5. Планирование товарного ассортимента. Матрица БКГ.
6. Организационные структуры службы маркетинга и обоснование их выбора.
7. Разработка стратегии развития торгового предприятия. Матрица «Товар - рынок».
8. Товарные стратегии торгового предприятия.
9. Особенности ценовой политики розничного торгового предприятия. Маркетинговый подход к ценообразованию.
10. Маркетинговые коммуникации и их роль в продвижении товаров на рынок
11. Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие.
12. Маркетинговые стратегии по охвату выбранных сегментов, их преимущества и недостатки.
13. Каналы сбыта и оптимизация их выбора.
14. Жизненный цикл товара и особенности стратегий маркетинга на каждом этапе
15. Товарная реклама: цели, виды, средства. Общие требования к товарной рекламе.
Вопросы по дисциплине «Менеджмент»
1. Менеджмент и его роль в условиях перехода к рынку.
2. Эволюция концепции менеджмента.
3. Управленческие решения: понятие, типология, методы принятия.
4. Функции управления, их сущность, состав и значение в системе менеджмента.
5. Организационные структуры управления: типы, особенности проектирования, тенденции развития, критерии выбора.
6. Методы управления: понятие, сущность, состав, их классификация и взаимосвязь.
7. Стили управления, типы менеджеров, психология их личности.
8. Конфликты в системе управления: причины, способы преодоления.
9. Особенности организации управленческого труда. Самоменеджмент руководителя.
10. Эффективность менеджмента, понятие и методика ее расчета.
11. Развитие менеджмента в России. Особенности формирования рыночного механизма управления.
12. Мотивация трудовой деятельности. Основные задачи процесса мотивации.
13. Стили управления и их адаптация к деловым ситуациям.
14. Основные виды и организационные структуры предприятий будущего: интеллектуальные, виртуальные, многомерные организации.
15. Изменения в организации: виды, причины возникновения сопротивления персонала, способы преодоления.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы к госэкзаменам по экономике отрасли (торговли)
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.
Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли.
Торговое предприятие – это основное звено сферы обращения обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителю и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей представленных на рынке.
Процесс обращения товаров и доведения их до непо¬средственных потребителей завершается в розничной тор¬говой сети, составляющей основу материально-техничес¬кой базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые ав¬томаты и др.
При оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Как правило, оптом осуществляют закупки организации с целью последующей перепродажи предприятиям розничной торговли или другим оптовым организациям. Оптовая торговля не связана с продажей конечным потребителям. Поэтому товар может быть продан два и более раза, а в розничной торговле - только один раз.
Главным достоинством оптовой торговли является то, что она позволяет производителям сбывать свои товары на местах при минимальном контакте с потребителями. Издержки и прибыли в опте зависят от скорости оборота, стоимости товаров, эффективности, конкуренции и прочих условий, причем важное значение имеют право собственности и физическая принадлежность продукции.
Предприятия оптовой торговли разделяются в зависимости от выполняемых функций. Одни устанавливают контакты с розничной торговлей и используют собственную сеть торговых агентов, другие имеют более широкое поле деятельности, совершая покупку партий товаров, их хранение, транспортировку, а иногда и доставку потребителям.
Коммерческие оптовые организации создаются непосредственно с целью осуществления оптовой торговли