Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Система управления земельными ресурсами,проблемы и пути совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
Радикальное изменение общественного строя, формирование рыночных отношений привели к необходимости реформирования земельных отношений. Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг., когда в нашей стране началась земельная реформа. Перестала быть исключительной государственная собственность на землю. Наряду с публичной (государственной и муниципальной) существует частная собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом. Активно развивается оборот земельных участков. Земельные участки стали предметом купли-продажи, совершения иных сделок.
Принятый в 1991 г. Земельный кодекс РСФСР очень скоро перестал отвечать требованиям стремительно изменявшейся жизни. Встала задача подготовки нового основополагающего законодательного акта, регулирующего земельные отношения. Однако вплоть до настоящего времени такой акт в силу разного рода причин так и не был принят. Сложилась ситуация, когда обширный круг земельных отношений регулировался указами Президента РФ, значительная часть статей Земельного кодекса РСФСР была признана недействующей. Многие проблемы земельного права оставались неразрешенными. В этих условиях стало активно развиваться земельное законодательство субъектов РФ, которое нередко явно расходилось с нормами федерального законодательства. Такая ненормальная ситуация длилась несколько лет.
28 сентября 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации, что является, безусловно, положительным фактом. Кодекс создает правовую базу регулирования земельных отношений на федеральном уровне, что очень важно, учитывая их огромное экономическое, социальное и экологическое значение. На основе ЗК будет развиваться обширное земельное законодательство, поскольку Кодекс предусматривает необходимость принятия целого комплекса федеральных законов.
Земельное законодательство регулирует особую сферу общественных отношений, которые складываются по поводу земли, являющейся одновременно природным объектом и недвижимостью. Земельные отношения представляют собой специфические имущественные отношения. Учитывая эту специфику, ЗК вносит ряд новелл в гражданское, градостроительное законодательство и в некоторые иные отрасли законодательства. Следуя традициям законодательной техники, одновременно с принятием ЗК следовало бы внести изменения в соответствующие законодательные акты, прежде всего в ГК. Этого сделано не было, что привело к коллизии норм ЗК с нормами иных отраслей законодательства.
Прежде всего, следует отметить, что в ЗК особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Этим вопросам посвящена глава II. Земля в нашей стране охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим предусмотрено осуществление взаимосвязанного комплекса мер, которые призваны сохранить наши земли, повысить их плодородие, восстановить их.
Одним из компонентов окружающей природной среды является земля. В жизни каждого человека и общества в целом земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль.
Земля является особым природным объектом, имеющим жизненно важное значение, особенно для традиционно аграрной страны, коей является Россия. Более детально особенности земли как объекта охраны и правового регулирования будут даны ниже. В данной работе будут анализированы аспекты понятия и состава земельного фонда Российской Федерации, охраны и использования земель.
Земельные ресурсы — понятие многоплановое, требующее осмыс¬ления, управления, организации и экономики, знания практического опыта и анализа реформирования правоотношения на землю. Принци¬пы и методы управления земельными ресурсами позволяют увеличить налогооблагаемую базу и сбор бюджетных доходов, привлечь инвес¬тиции в развитие муниципальных образований и регионов, создать эффективную систему обеспечения прав гарантий для субъектов зе¬мельных отношений. Практически во всех цивилизованных странах фундаментальной основой организации управления земельными ре¬сурсами является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы и формы подхода к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.
В настоящий момент система законодательных и нормативно-пра¬вовых актов регламентирует многообразие форм собственности на землю, что требует современных знаний по управлению земельно-имущественным комплексом как муниципального образования, реги¬она (субъекта РФ), так и Российской Федерации в целом. Введение адекватной платности за пользование земельными ресурсами позво¬лит собственникам земельных ресурсов, прежде всего государствен¬ным и муниципальным собственникам, создать прочную материаль¬ную и налогооблагаемую базу бюджетной системы государственного и муниципального управления. Введение нового законодательства, ре¬гулирующего земельные отношения, вызывает необходимость прове¬дения зонирования территорий населенных пунктов и позволит со¬здать цивилизованный рынок земельных ресурсов.
Теория и практика управления земельными ресурсами имеет мно¬голетнюю историю, является основой создания цивилизованной сис¬темы управления земельными ресурсами в России.
Правоохранительная практика реформирования земельно-имущественных отношений в области разграничения государственной собственности на землю, оборотоспособности земельных участков, приобретения прав физических и юри¬дических лиц на земли сельскохозяйственного назначения, совершения сделок с ними и долями в общей собственности, предоставления гражданам и организа¬циям в собственность или аренду находящихся в государственной и муниципаль¬ной собственности земельных участков, определения принципов и порядка арен¬дной платы за них, процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др. вызывает необходимость нового осмысления норм земельного законодательства и их практической реализации.
Большое значение в системе управления земельными ресурсами имеет госу¬дарственный контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и рациональным использованием земель. Государственный мониторинг и контроль за использованием земель в соответствии с их целевым назначением должны про¬водить специально уполномоченные органы исполнительной власти за всеми без исключения собственниками и землепользователями.
В процессе поэтапного совершенствования системы управления земельными ресурсами следует учитывать социально-экономическую ситуацию в стране, ре¬альные возможности государства, национальные особенности, исторические тра¬диции и менталитет российских граждан, а применяемые при этом методы и тех¬нологии должны быть научно обоснованы с учетом мирового опыта. В результате реформирования и практической реализации действенной системы управления земельными ресурсами должны быть обеспечены конституционные права и га¬рантии граждан и юридических лиц на землю, сохранены природные свойства и качество земель, созданы благоприятные условия для формирования и развития цивилизованного рынка земли и иной недвижимости, увеличены доходы бюд¬жетов всех уровней.
Новизна и сложность многочисленных вопросов, требующих оперативного решения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, определяет актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, целью исследования является всестороннее рассмотрение системы управления земельными ресурсами, проблем и путей ее совершенствования.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
- Изучить теоретические основы управления земельными ресурсами.
- Рассмотреть земельные ресурсы как объект управления.
-Определить систему управления земельными ресурсами.
-Рассмотреть механизм системы управления земельными ресурсами.
-Изучить зарубежный опыт управления земельными ресурсами и возможность его использования в России.
-Обозначить основные проблемы функционирования системы управления земельными ресурсами.
-Рассмотреть пути совершенствования системы управления земельными ресурсами