Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Договор на выполнение научно-исследовательских работ
ВВЕДЕНИЕ
Кризисная ситуация 90-х годов XX столетия, связанная в России с политическим переустройством общественных отношений и экономической переориентацией системы хозяйственных отношений, не могла не отразиться на положении науки и высшей школы. Обе сферы интеллектуальной деятельности оказались наиболее чувствительными к политической и экономической нестабильности в стране. И фундаментальные исследования, и образовательные процессы по самой природе деятельности традиционно находились под патронатом государства и на бюджетном финансировании, которое в эти годы оказалось ниже порога выживаемости названных сфер.
Достижения фундаментальной науки являются фундаментом, на котором базируются процессы преподавания в высшей школе, прикладная наука, инновационная деятельность, технический и технологический прогресс в производстве. Для эффективного развития фундаментальной науки необходимы три составляющие: стабильность, достаточное финансирование и спокойная творческая атмосфера. Начальный этап постсоветской эры характеризуется отсутствием всех трех компонент. Отсюда и "утечка умов", не остановленная пока внутренняя и внешняя эмиграция ученых.
В особо сложной ситуации оказалась прикладная наука. Здесь обострились свои проблемы. Во-первых, из-за существенного снижения результативности фундаментальной науки все эти годы продолжалось "проедание" имеющегося научного задела. К тому же многие научные идеи и разработки увозились за рубеж, попадали и продолжают попадать в коммерческие структуры и по другим причинам оказываются потерянными для России.
Во-вторых, рыночные механизмы пока только нарабатываются, действующее законодательство нестабильно и противоречиво, а производственный потенциал (как в гражданских, так и в оборонных отраслях) существенно подорван. В этой связи над экономикой России продолжает довлеть извечная проблема невостребованности научной продукции, которая негативно влияет на возможности самовыживания прикладной и всей науки в целом.
В-третьих, без целенаправленной поддержки государства как в форме прямых финансовых дотаций государственным научным организациям, так и косвенными путями (кредитная и амортизационная политика, налоговые и таможенные льготы, другие способы, в том числе законодательного характера) прикладные исследования и инновационная деятельность не получат должного развития и не принесут ожидаемой отдачи. Для объявленного перехода к инновационной экономике требуется создание благоприятного инвестиционного климата и стабильное законодательство, обеспечивающее равные справедливые права для всех инвесторов. Без выполнения этих условий, включая, как непременное условие, развитие малого и среднего бизнеса, добиться серьезных сдвигов в экономике вряд ли удастся.
Проводимые реформы в сфере образования также свидетельствуют о проблемах в этой сфере. Неоспорим факт, что без образованных граждан не может быть цивилизованного государства, как и то, что ученые, работающие во всех секторах науки, сначала становятся студентами и только после успешного окончания вузов приходят в науку. Свободный доступ к образованию - это не только конституционный принцип, но и необходимое условие для гармоничного развития личности, общества и государства. Именно вузы являются тем центральным звеном, роль которого в сохранении национальной науки и культуры является решающей. Более чем скромное финансирование сферы образования, включая ее школьную составляющую, делает это звено наиболее уязвимым в государственной политике России.
Постперестроечные годы вхождения России в рыночную экономику показали, что государство не имеет в настоящее время достаточных материальных возможностей для сохранения науки в том виде, как она была создана за годы советской власти. Тогда, в условиях противостояния двух систем, приходилось вести научные исследования широким фронтом, т.е. развитие науки шло одновременно по многим направлениям. Для выполнения столь амбициозных задач была создана разветвленная система научных организаций. Такой путь приносил свои позитивные плоды в соревновании двух экономических и политических систем, но требовал от государства колоссальных вложений.
Сейчас подобные возможности исчерпаны. Органы государственной власти уже неоднократно "подступались" к реорганизации науки, неоднократно разрабатывались концепции по реформированию сферы науки и образования, речь о которых шла выше. Однако задачи по сохранению научной интеллигенции, научных школ, обеспечения преемственности поколений в науке, при этом адаптации научных организаций и вузов к новым экономическим реалиям жесткой рыночной конкуренции, остаются пока для государства нерешенными, хотя предлагалось много различных путей для их решения.
Договорные отношения, возникающие при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связаны с широкой сферой интеллектуальной деятельности, что определяет их специфику. Эта деятельность охватывает весь цикл - от поиска новых знаний до их практического применения в процессе создания новых изделий и технологий, непосредственно предназначенных для промышленного освоения. В международном обороте под технологией обычно понимается знание о процессе производства или предоставлении услуги, которое является "систематическим, может быть передано и может быть применено для разрешения проблем, возникающих в ходе человеческой деятельности, в промышленности, сельском хозяйстве или торговле".
Нормы о договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) не включались в ранее действовавшие российские ГК 1922 и 1964 гг.
Назревшая в 60-е гг. практическая потребность в законодательном урегулировании договорных отношений, связанных с выполнением заказных исследований и разработок, получила отражение в ведомственных нормативных актах. Впервые договоры на выполнение НИОКР были кодифицированы в Основах 1991 г. в качестве одного из видов договоров подрядного типа. Посвященная им ст. 97 была помещена в главе о подряде, что отражало господствующую в российской литературе научную концепцию о правовой природе этих договоров как договоров подрядного типа, имеющих самостоятельный характер, а потому "нуждающихся в самостоятельной правовой регламентации".
Содержание основного обязательства рассматриваемых договоров, как оно сформировалось в практике, не подпадает под общие нормы договора подряда. По договору подряда подрядчик обязуется выполнить "определенную работу", а следовательно, получить определенный результат. Однако договоры о выполнении научно-исследовательских работ или опытно-конструкторских и технологических работ по своей экспериментальной сути всегда направлены на получение в той или иной мере неизвестного еще, т.е. нового результата интеллектуальной деятельности. Поэтому исполнитель не может принять на себя обязанность получить определенный результат, а лишь обязуется провести договорные работы надлежащим образом с использованием обусловленных в договоре научно-технических средств и методов в целях решения поставленной заказчиком задачи. При этом нельзя, конечно, не учитывать некоторые различия в предмете того и другого договоров. Для исследований степень неопределенности значительно выше, чем для решения конструкторских или технологических задач. Научные исследования проводятся в целях получения новых знаний. Конструкторские и технологические разработки относятся к научно-технической деятельности прикладного характера. Они направлены преимущественно на применение новых знаний в целях решения конкретных технических задач. Но им также присущ риск эксперимента.
Этим же обусловлен закрепленный в ГК общий для обоих договоров принцип распределения риска между сторонами договора*(253). Презюмируется, что "риск случайной невозможности исполнения" рассматриваемых договоров несет заказчик (п. 3 ст. 769 ГК). Возложение на заказчика бремени риска признается существенным элементом договорных отношений на выполнение как научно-исследовательских, так и опытно-конструкторских работ. Учитывая диспозитивный характер приведенной нормы, стороны могут договориться между собой и об ином распределении риска отрицательных последствий. Однако следует иметь в виду, что принцип возложения риска на заказчика отражает сложившуюся практику, отвечающую специфике договорных отношений, в частности, определенному балансу интересов сторон.
В отличие от Основ 1991 г. ГК не только более детально дифференцирует нормы о договоре на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) и о договоре на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР), но и уже выделяет их в отдельную главу. Такой подход к классификации этих договоров означает их признание самостоятельными договорами, составляющими в совокупности единый договорный тип, и влечет существенные практические последствия. На эти договоры не распространяются положения о договоре подряда, содержащиеся в гл. 37 ГК, за исключением отдельных норм, к которым даны прямые отсылки (ст. 708, 709, 738).