Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Страны СНГ
Введение
Вопросам улучшения организации и деятельности Содружества уделялось и уделяется постоянное внимание. Об этом свидетельствуют, в частности, заявления на самом высоком уровне о необходимости "устойчивого объединения суверенных государств" , установления в рамках СНГ "стабильности отношений" . Тема укрепления межгосударственных связей на долгосрочную перспективу постоянно присутствует в выступлениях лидеров стран Содружества.
Между тем текущая политика государств СНГ определяется отнюдь не перспективными целями, а сугубо прагматическими интересами. В зависимости от того, как решаются, например, вопросы поставок российского газа и нефти, газовых и нефтяных тарифов, доступа к разработке нефтяных и газовых месторождений, стратегические ориентиры легко меняются: ими становится то Содружество, то НАТО, а то Европейский Союз. В зависимости от этого СНГ объявляется "не работающим", "тихо умирающим", "исчерпавшим себя", либо, напротив, имеющим светлое будущее.
Естественно, что такая политика дезорганизует саму идею интеграции Содружества, делает ее тупиковой. Хорошо известно, что реальные возможности развивать в настоящее время "стратегические отношения" с Западом у многих стран СНГ отсутствуют из-за катастрофического износа основных фондов, низкого качества товаров и др. Западные страны, в свою очередь, не заинтересованы в том, чтобы экономика стран СНГ стала конкурентоспособной. Стратегический интерес Запада по отношению к СНГ давно уже ясен - превратить Содружество в свой сырьевой придаток.
Открытые призывы к упразднению СНГ со стороны официальных лиц пока не звучат. Однако под видом улучшения организации деятельности Содружества выдвигаются идеи, которые практически размывают и разрушают его. Так, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы РФ К. Косачев считает, что интеграция стран Содружества должна принципиально не противоречить интересам западных стран и не таить "потенциальных угроз для них" . При этом ставится следующий вопрос: а является ли сближение стран СНГ подлинной интеграцией демократий, основанных на тех же единых принципах, как это происходит в Европе? Ответ дается отрицательный: все, что происходит в отношениях между странами СНГ, "весьма далеко от подлинного сближения". Их не объединяют единые ценности. А раз так, то и Европейский Союз, и США, заключает автор, будут "вполне удовлетворены", если Россия возьмет на себя миссию по реальной демократизации стран СНГ. То, что такая "миссия" коренным образом противоречит Уставу СНГ, автора этих экзотических предложений, видимо, не интересует.
Некоторые отечественные издания без всяких оговорок публикуют статьи западных ученых, в которых в более утонченной и прикрытой форме ставится та же цель "демократизации" СНГ, но уже под непосредственным руководством со стороны Европейского Союза. Подобные взгляды излагаются, в частности, немецким автором Х. Тиммерманом в его статье "Украина и Белоруссия: "новые соседи" Европейского Союза" .