Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Перспективы Российско Казахстанского комплекса в нефте газовом секторе
ВВЕДЕНИЕ
Любая страна, стремящаяся разрабатывать свои нефтяные ресурсы, должна, прежде всего, определить стратегию своей национальной энергетической политики, в соответствии с которой она планирует способствовать разведке месторождений и освоению природных ресурсов. Подобная политика должна быть нацелена на максимальное увеличение немедленных прибылей и предусматривать рост национальной экономики.
Очень важную роль на мировом нефтяном рынке играет Россия, занимая второе место в ряду ведущих мировых экспортеров, уступая лишь Саудовской Аравии . Принимая во внимание это обстоятельство, руководители ОПЕК неоднократно пытались привлечь Россию к координации экспортной политики, что отвечает и интересам России. «...Мы вообще сотрудничали и намерены сотрудничать с ОПЕК, - отметил в одном из своих интервью В.В.Путин, давая оценку отношениям России с ОПЕК, - Наше экономическое состояние и экономическая политика как раз и указывают па то обстоятельство, что мы можем быть привлекательными партнерами друг для друга. Сами экономические и национальные интересы говорят об этом.»
Значительная часть добытых в России нефти и газа поступает на экспорт. Экспорт этих энергоносителей является исключительно важным фактором как экономической, так и политической стабильности. Он обеспечивает 60% всей валютной выручки нашей страны, что позволяет поддерживать курс рубля и внешнеторговое сальдо на необходимом уровне. Государственные акцизы на нефть и нефтепродукты, налоговые отчисления Газпрома более чем на половину формируют доходную часть государственного бюджета Российской Федерации.
Поставки нефти и газа в ближнее зарубежье являются серьезным политическим фактором в построении отношений со странами бывшего Советского Союза, в том числе и с Республикой Казахстан.
Сотрудничество с Казахстаном в нефтегазовой и энергетической сфере является одной из перспективных направлений российской политики.
Важную роль как в показателях товарооборота, так и в интеграции экономик России и Казахстана, безусловно, играют совместные проекты в области нефти и газа. С учетом этого Каспий следует рассматривать как особый макрорегион приграничного сотрудничества. В январе 2006 года был подписан протокол касающийся соглашения о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В соответствии с этим Протоколом уполномоченным организациям сторон предоставлено право пользования участками недр «Курмангазы», «Центральная», «Хвалынское» на условиях раздела продукции.
В Совместной Декларации президентов России и Казахстана от 17 июля 2006 г. поручено подготовить проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в создании совместного предприятия на базе Оренбургского ГПЗ, а также подписать долгосрочные контракты на поставку и переработку газа Карачаганакского месторождения в объеме до 15 млрд.куб.м. в год
Сотрудничество развивается также по линии совместной разработки казахстанских месторождений. Россия в проектах по недропользованию на территории Республики Казахстан занимает четвертое место. Инвестиции в данную отрасть представлены двумя российскими инвесторами - АНК "Башнефть" и ОАО "ЛУКОЙЛ". В нефтяной отрасли Казахстана компания "ЛУКОЙЛ" участвует в таких крупных проектах, как Тенгиз и Карачаганак. Речь идет о восстановлении и наращивании мощностей Оренбургского газоперерабатывающего завода, который и должен перерабатывать карачаганакский газ. На 2006 год поставки казахстанского природного газа (АО «КазРосГаз») на переработку на Оренбургский ГПЗ планируются в объеме 8 млрд.куб.м.
Кроме того, "ЛУКОЙЛ" готов расширять свое присутствие в Казахстане, вести не только разработку готовых месторождений, но и разведочные работы
Острота вопросов, связанных с международными Российско-Казахстанскими отношениями в нефтегазовом секторе, породила ряд исследований по данной проблеме, однако большинство постановок являются дискуссионными, в частности по вопросу сокращения или расширения экспорта нефти и газа и о его влиянии на структуру экономики страны.
Целью исследования является комплексное рассмотрение в теоретическом и прикладном плане проблем, связанных с развитием отношений между Россией и Казахстаном на международном рынке нефти и газа, изучение ситуации на этих рынках, выявление возможных путей нахождения оптимальной стратегии сотрудничества двух стран с целью удержания доли рынка и завоевания новых сегментов.
Достижение указанной цели предполагает постановку и последовательное решение следующих основных задач:
рассмотрение современного состояния нефтегазовых рынков России Казахстана;
исследование существующих экономических, политических и экологических трудностей в сфере международных отношений в нефтегазовом секторе экономики двух стран;
анализ перспектив международных отношений в энергетическом диалоге между Россией и Республикой Казахстан, в том числе возможности создания газового ОПЕК.
Объектом исследования работы являются вопросы функционирования нефтегазовой промышленности России и Республики Казахстан, требующие разрешения на международном уровне.
Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные исследования ведущих российских и казахстанских ученых и специалистов в области международных экономических и финансовых отношений, таких как О.Т. Богомолов, А. Д. Некипелов, А.П. Кирееев, И.П. Фаминский, А.Г. Мовсесян, в области топливно-энергетического комплекса -таких как А.А. Конопляник, А.А. Шкута, М.Б. Ходорковский, В.Ю. Алекперов, С.З. Жизнин, СВ. Колчин, В.В. Ремизов и других.
Информационно-статистическая база исследования. Основными источниками статистических материалов, использованных в диссертации послужили специализированные периодические и справочные издания крупнейших мировых и российских компаний топливно-энергетического комплекса. К ним относятся Комитет ООН по торговле и развитию, ЛУКойл, ЮКОС, Газпром, Сибнефть и др. Также широко использовались материалы специализированных изданий, обзоры и доклады общественных и коммерческих организаций.