Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Лицензирование недропользования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность тем исследования. В настоящее время, когда российское общество проходит период становления рыночной экономики, особую значимость приобретает изучение правовых аспектов недропользования. Россия, как известно, страна с ресурсозависимой экономикой. Природные ресурсы, и прежде всего ресурсы недр, приносят львиную долю доходов государственного бюджета и валютных поступлений страны. От того, насколько отношения недропользования отвечают радикальным рыночным реформам, осуществляемым в России, зависит будущее российской экономики.
Недра - это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра нельзя путать с понятием полезных ископаемых. Полезные ископаемые являются частью недр, но не всей составляющей. Полезные ископаемые - это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. Все полезные ископаемые делятся на:
общераспространенные (песок, галька, гравий, глина, мел и др);
необщераспространенные (рудные и нерудные ископаемые - железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото).
Континентальный шельф, в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в другой форме. Недра могут находиться только в пользовании и переходить от одного лица к другому в той мере, какая предусмотрена федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реформирование экономики на рыночных основах требует разработки новых механизмов регулирования использования недр и соответствующего правового обеспечения. Современная практика знает многообразные способы организации использования недр. В действительности они так или иначе сводятся к двум основным. Первый из них - разрешительный (лицензионный), второй - договорной.
В начале 1990-х годов договорные формы практически не использовались в качестве средства регулирования отношений недропользования. В связи с этим В.В. Петров отмечал: "Господство административного метода регулирования природопользования в условиях социалистической системы хозяйства отнесло договор к числу вспомогательных средств... Длительное время в этих условиях лицензия как акт распорядительного органа власти была единственным документом, регулирующим отношения сторон. Договор, если и применялся в немногих случаях, то, как правило, служил средством уточнения взаимоотношения сторон" . То есть единственным средством регулирования индивидуального недропользования была лицензия - односторонний властный (административный) акт компетентного государственного органа, а договоры использовались лишь в качестве придатка директивного плана развития социалистического хозяйства и не играли самостоятельной правовой роли.
Вопрос выбора формы недропользования является на сегодняшний день чрезвычайно актуальным для России. По общему убеждению, ныне действующая система регулирования отношений недропользования в России оказалась неэффективной. Причину этого следует усматривать прежде всего в административном, разрешительно-лицензионном порядке допуска пользователей и осуществления ими пользовательских прав на эксплуатацию недр, которая закреплена в действующем Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Конечно, существуют и более общие причины нежелания частного инвестора идти в российскую экономику (непоследовательность экономической политики, запредельный уровень налогообложения и др.), тем более в такую капиталоемкую и связанную с повышенными финансовыми рисками отрасль, как поиск, разведка и добыча минерального сырья. Но, ограничиваясь сферой права и законодательства, можно утверждать, что именно административные методы регулирования недропользования, воплощенные в лицензионной системе, стали основным тормозом на пути инвесторов.
Сегодня лицензирование является особо важным и чуть ли не единственным рычагом влияния государства на компании-недропользователей. В настоящее время существует две точки зрения: одни считают, что надо упорядочить действующую разрешительную систему, другие видят выход в переходе на договорную систему. Есть и сторонники того, что эти системы надо комбинировать. Например, в варианте поправок в Кодекс Минприроды РФ правительству предоставлена возможность применять любой вариант. Вполне вероятно, что после принятия Кодекса о недрах процесс получения лицензии будет либерализован, но пока... разработчикам недр приходится отстаивать свои законные интересы в судебных спорах с госорганами. Суды же придерживаются позиции, что в данной категории дел недостаточно руководствоваться нормами ГК РФ.
Основанием получения лицензии на право пользования участком недр является совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального управления и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое по результатам конкурса для целей разведки и добычи полезных ископаемых на указанном участке при условии оплаты соискателем лицензии лицензионного сбора.
Таким образом, целью настоящей работ является комплексное исследование вопросов лицензирования недропользования в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
- Проанализировать правовые основы недропользования.
- Изучить систему законодательства о недрах.
- Рассмотреть основные системы предоставления недр в пользование
- Определить порядок предоставления лицензии на пользование недрами
- Конкурсы и аукционы на право пользования участками недр
-Рассмотреть порядок передачи прав и обязанностей по недропользованию