Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Государственный контроль в сфере недропользования: историко-правовой аспект
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, в первую очередь, тем, что Россия – страна, минерально-сырьевой потенциал которой широк и объемен. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, уголь, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30% ВВП страны.
По расчетам профессора Е.А. Козловского (министр геологии СССР в 1975-1989 гг.), предприятиями, которые используют отечественный минерально-сырьевой потенциал, обеспечивается около 50% российского экспорта и 80% валютных поступлений страны .
............
Глава 1. Исторические аспекты становления и развития государственного регулирования сферы недропользования в Российской Федерации
1.1. Понятие недропользования как объекта государственного регулирования
Долгое время вопросам государственного регулирования недропользования в нашей стране не уделялось пристального внимания. Тому есть довольно простое объяснение. В условиях монопольной государственной собственности на природные ресурсы государство являлось и собственником, и непосредственным пользователем недр в лице государственных предприятий. Учитывая "аффилированный" характер участников отношений недропользования, внедрение в данную сферу частноправовых конструкций, которые базировались, прежде всего, на равноправии сторон, вряд ли было обоснованно. Системе административно-планового хозяйства, представлявшей собой вертикаль, в которую были интегрированы государственные органы (министерства, ведомства) и подведомственные им предприятия и учреждения, в большей степени соответствовало правовое регулирование, построенное по модели "власть – подчинение".
...........
Заключение
В заключение проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Проводимая в России административная реформа непосредственным образом затрагивает отношения в сфере изучения, освоения и использования недр. Поиск новых решений, направленных на оптимизацию правового регулирования всего комплекса отношений недропользования порождает необходимость постановки, как ряда теоретических проблем, так и выработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Отказ от исключительно административных методов управления недропользованием, использование опыта стран с устоявшейся рыночной экономикой, критический анализ практики правового регулирования отношений в сфере недропользования позволяет выработать наиболее приемлемые формы и методы правового регулирования соответствующих отношений.
..........