Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Административно-правовой механизм использования
земель в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Кардинальные изменения социально-экономической сферы жизни российского общества и переход к рынку в последние два десятилетия повлекли существенную трансформацию земельных правоотношений.
Процессы разгосударствления привели к тому, что в последние годы усложнилась юридическая классификация видов земельных угодий, поменялся их правовой статус. В связи с введением в оборот земли реальностью стал широкий спектр сделок, предметом которых выступает данный вид материальных благ. С неизбежностью, эти сложные процессы повлекли за собой и череду разнообразных правонарушений (гражданских, административных и уголовных) в сфере земельных отношений. В то же время эффективный механизм противодействия подобным правонарушениям в нашей стране пока еще не создан. Данное положение обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, оборот земли представляет собой весьма сложный комплекс правоотношений, регулируемый нормами целого ряда отраслей права. Эти правоотношения одновременно находятся в гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой плоскости. В то же время активно формируется достаточно самостоятельная отрасль науки - земельное право. Межотраслевой характер рассматриваемого института во многом служит причиной «нестыковок» и коллизий между указанными отраслями в процессе регулирования земельных отношений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
1.1. Сущность, виды и специфические черты земельных правоотношений
Вопрос о понятии и структуре земельных правоотношений явля¬ется важным и сложным. Он по праву относится к числу фундамен¬тальных проблем в науке земельного права. Однако этот вопрос пока недостаточно разработан на теоретическом уровне. По мнению авто¬ра, причина этого отчасти состоит в том, что в правовой науке имеют¬ся существенные расхождения по вопросу о понятии самого правоот¬ношения. Иногда оно сужается до такой степени, что охватывает лишь гражданско-правовые обязательственные отношения, иногда настоль¬ко расширяется, что теряет всякую определенность специфической формы связи права с общественными отношениями. Сложность в понимании земельных правоотношений заключается также в том, что на современном этапе необходимо отказаться от прежних стереоти¬пов мышления и поведения в земельных отношениях, которые суще¬ствовали в период огосударствленной, директивной экономики. Дело в том, что на протяжении длительного времени в нашей стране суще¬ствовал режим, при котором единым и абсолютным собственником земли было государство. Тоталитарный режим, окончательно укрепив¬шийся в нашей стране в послевоенные годы, претендовал на всеобъ¬емлющий контроль за личностью со стороны государства, стремивше¬гося регулировать все стороны жизни людей, все сколько-нибудь важ¬ные отношения между ними. Являясь единым и единственным собственником земли, государство регулировало все вопросы, связан¬ные с владением, пользованием и распоряжением ею .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, составим выводы проведенного исследования:
1. Под источниками земельного права понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
2. Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
3. Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственника земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя по охране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного при пользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное для использования; в Ос¬новах лесного законодательства Российской Федерации предусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и других процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п. Закон Воронежской области от 20 декабря 2006 г. N 115-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 12 декабря 2006 г.