Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Налоговая система и проблемы ее совершенствования в России
ВВЕДЕНИЕ
Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых сред¬ствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств являются налоги. Изъятие налогов у организаций и граждан как налогопла¬тельщиков не требует практически никаких вложений со сто¬роны государства. Для изъятия налогов требуется только ар¬мия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъя¬тых средств.
Принудительное изъятие части дохода у налогоплатель¬щиков порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыски¬вает различные механизмы его смягчения путем регулиро¬вания налогового законодательства и реформирования нало¬говых органов. Анализ деятельности ряда государств в области налогооб¬ложения свидетельствует, что большинство из них, как и Россия, изыскивают пути решения данной проблемы. Анализ постсоветского развития России дает основание говорить, что на протяжении более 10 лет ее налоговая система постоянно реформируется. Это связано не только с изменением обще¬ственного строя. Государственная власть, ее законодатель¬ные и исполнительные органы в интересах разрешения дан¬ного противоречия находятся в постоянном поиске оптималь¬ных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема — проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов в условиях разрушенной экономики на постсоветском про¬странстве.
Налоговая система - совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов.
В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
В то же время, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
• гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
• заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождалось преобразованием налоговой системы.
В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно поэтому налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также предметом острой критики.
Одним из приоритетных направлений деятельности российского Правительства в сфере улучшения делового климата Президент называет совершенствование налоговой политики, делая упор на снижение налогового бремени: «Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики в «тень», уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса».
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской налоговой системы просто необходим.
Переход к социально-ориентированной рыночной экономике в нашей стране предполагает поэтапное реформирование всей системы налогообложения, выработку такой налоговой политики, которая отвечала бы требованиям времени и задачам, стоящим перед страной в социальной сфере. Применение налогов является одним из экономических рычагов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
Это означает, что при переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль налоговой политики в регулировании общественного производства и распределения национального дохода. Возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система способна, в определенной степени, к саморегуляции - автоматическому увеличению налоговых поступлений, сокращению государственных расход в период подъема, и наоборот, уменьшению налоговых поступлений и увеличению государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов.
Таким образом, налоговая политика, определяемая экономической политикой, и имеющая свои собственные принципы, может стать эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
В то же время бессистемная, непродуманная налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации «налоговой ловушки», когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства.
Отсюда, актуальность изучения и анализа налоговой системы является бесспорной. Несовершенство налогового законодательства РФ, проблемы в области налогообложения требуют своего решения.
Цель дипломной работы - дать характеристику современной налоговой системы Российского государства, выявить проблемы, определить задачи и наметить пути ее совершенствования.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
• выявить роль и место налогов в экономической системе общества;
• дать характеристику современной налоговой системы.
• определить основные направления реформирования налоговой системы в России.
В соответствии с целью и поставленными задачами предметом исследования в дипломной работе является налоговая система Российской Федерации с точки зрения ее сегодняшнего состояния и перспектив развития.
Методологической основой работы являются: Конституция РФ, нормативно-правовые акты РФ, законы и постановления Правительства РФ, ежегодные послания Президента РФ Федеральному собранию.
Теоретической базой работы явились труды отечественных и зарубежных исследователей.
Исходя из поставленной цели и задач, была определена структура работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.