Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Статистический анализ подготовки специалистов с высшим образованием в РФ (2 и 3 глава)
Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества. Однако до надлежащего осознания нашим обществом всей серьезности и уже почти неизбежных негативных последствий нынешней демографической ситуации еще очень далеко.
Наша страна — одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем, для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются в той или иной степени усилия (или хотя бы сочувствие) всего общества.
В последнем по времени ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что «успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем, стоящих перед страной.»
Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика, оцениваются:
прежде всего по уровням рождаемости и смертности,
по разности между ними — уровню естественного прироста,
а также по двум дополнительным показателям (но не менее важным, чем первые два) — уровню брачности (разводимости) и состоянию половозрастной структуры, которая оказывает активное влияние как на состояние демографических процессов, так и на величину большинства демографических показателей (в последнем случае влияние половозрастной структуры зачастую приходится устранять с помощью специальных методов с тем, чтобы увидеть истинную роль рождаемости и смертности).
Попробуем проанализировать нынешнюю демографическую ситуацию в России на основе имеющихся статистических данных за период с 1989года по 2002год.
Согласно данным переписи, уровень образования россиян в целом вырос. Удельный вес лиц в возрасте 10 лет и более, не умеющих читать и писать, сократился с 1,9 % в 1989 г. до 0,5 % в 2002 г., что говорит о высокой степени грамотности населения. Функциональная неграмотность наблюдается в основном среди престарелых и людей с тяжелыми физическими и умственными недостатками.
Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют основное общее образование и выше (в 1959 г. эта цифра составляла 394, в 1970-м - 555, в 1979-м - 697, в 1989-м - 806). Всего в России 109,4 млн. человек (90,2 % взрослых), имеющих этот уровень образования, что на 18,3 млн. человек (20 %) больше, чем в 1989 г. Впервые получено число лиц, окончивших аспирантуру, ординатуру и адъюнктуру, - 0,4 млн. человек.