Содержание:
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Высшее образование в системе социальных отношений в трансформируемом обществе 6
1.2 Содержание понятия образования как социальной ценности 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 18
2.1 Необходимость расширения системы высшего образования в современных условиях 18
2.2 Проблемы качества образования в соответствии с современными требованиями 31
2.3 Новые формы организации и функционирования вузов, инновационные процессы 34
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ И Г. ВОЛГОГРАДА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ 39
3.1 Методические подходы к исследованию системы высшего образования в вузах г. Волгограда 39
3.2 Социологический анализ системы высшего образования в вузах города Волгограда 44
3.3 Основные направления совершенствования высшего образования в вузах 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 76
Приложения 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ О высшем и послевузовском профессиональном об¬разовании от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с изм. от 7 авг., 27 дек. 2000 г., 30 дек. 2001 г.).
2. Приказ Министерства образования РФ О формировании межвузовской научно-техничес¬кой программы Создание системы открытого образования от 12 октября 2000 г. № 2925.
3. Постановление Правительства РФ Об образовательном учреждении для детей до¬школьного и младшего школьного возраста от 19.09.97 № 1204.
4. Постановле¬ние Правительства РФ Об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г. № 196.
5. Инструк¬тивное письмо Министерства образования РФ О приведении наименований образовательных уч¬реждений в соответствие с Типовыми положениями от 25 октября 2001г. №22-06-1388.
6. Закон го¬рода Волгограда О развитии образования в городе Волгоград. - В.: Центр Школьная книга, 2001. 30 с.
7. Балашов Г.В., Беляков С.А., Виноградов Н.М. Эконо¬мика высшей школы: проблемы и перспективы. - СПб.: Изд-во СПб. университета экономики и финансов, 1996. - 130с.
8. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. - М. - Домо¬дедово: ВИПК МВД России, 1999. - 174 с.
9. Валентей С.Д. Развитие общества в теории социаль¬ных альтернатив. - М.: Институт экономики РАН, 1994. -116с.
10. Введение в сетевые технологии обучения. /Под ред. Л.Г. Титарева и Ю.Б. Рубина. - М.: РИД "Альфа" МГОПУ, 2003. - 243 с.
11. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 363 с.
12. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр про¬блем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
13. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Об¬разование в эпоху новых информационных технологий. - М.: АМО, 1995.
14. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб.: Алетейя, 2004. - 320 с.
15. Государственные приоритеты в науке и образовании /Ракитов А.И., Авдулов А.Н., Иванова Н.И. и др. ИНИОН РАН. Центр научно - информационных исследований по на¬уке, образованию и технологии; Центр информатизации, соци¬альных, технологических исследований и науковедческого анализа. - М., 2005. - 232 с.
16. Жамин В.А. Экономика образования (вопросы тео¬рии и практики). - М.: Просвещение, 2005. - 335 с.
17. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
18. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Тихомиров В. П., Хороши лов А. В., Усков В. Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века. /Под ред. В.П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2004. - 288 с.
19. Лигу А. Экономическая теория благосостояния: В 2-х т. - М.: Прогресс, 2003. - 512 с.; 454 с.
20. Лукашенко М.А. Образование в условиях рынка: кон¬цепция учебного заведения - М.: Высш. шк.: КноРус, 2002. -285с.
21. Лукашенко М.А. Становление рыночных отношений в системе образования современной России. - М.: МЭСИ, 2003. - 106 с.
22. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг ин¬новационного предпринимательства: Учебное пособие для ву¬зов /Под. ред. В.А. Ирикова. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 414 с.
23. Менгер К. Основания политической экономии //Ав¬стрийская школа в политической экономии. - М., Экономика, 2004. - 493 с.
24. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. /Под ред. А.П. Егоршина. - Н.Новгород: НИМБ, 2004.-624 с.
25. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для ву¬зов. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА (Издатель¬ская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001. - 572 с.
26. Образование России - 2004: (сборник статистичес¬ких данных). - М.: Министерство образования РФ, 2004.
27. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. - Челя¬бинск: Библиотека А.Миллера, 2004. - 272 с.
28. Основные направления перестройки высшего и сред¬него образования в стране. - М., 2003.
29. Особенности современного развития высшего обра¬зования в ведущих странах мира. /Под ред. Ю.Г. Татура. - М., 2004.
30. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. - М.: Интерпракс, 2003.
31. Лука¬шенко М.А.Российская система образования: рыночная транс-формация в условиях транзитивной экономики. - М.: ЗАО Экономика, 2002. С. 96-100.
32. Справочно-статистический материал по системе мос¬ковского образования. Материалы к докладу "Модернизация московского образования". - М.: МИПКРО, 2001. - 151 с.
33. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация сис¬темы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. - М. - Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 5J8 с.
34. Экономика и управление: актуальные проблемы тео¬рии и практики: Межвузовский сборник научных трудов. /Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ИНИОН, 2005. - 121 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль образования в обществе
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные изменения в экономике и политике за последние годы привели к не менее значительным изменениям в сфере образования. Новый общественный уклад, пересмотр системы подходов и рычагов государственного воздействия на экономику, политическая нестабильность, кредитно-финансовый кризис – эти и многие другие процессы повлекли за собой спад производства, рост безработицы, свертывание социальных программ, падение жизненного уровня основной массы населения, рост цен и катастрофическое сокращение внутренних инвестиций.
В трансформирующемся российском обществе знания, информация, их доступность и качество приобретают все большее значение. Подтверждением служит тот факт, что в развитых странах свыше 85% экономического роста основано на знаниях, как основном ресурсе. Одним из основных источников получения знания является образование. Оно развивает знания и природные задатки, способствует росту интеллектуального потенциала не только личности, но и общества, и государства. Оно формулирует отношение подрастающего поколения к труду, предопределяет профессию и квалификацию, способствует, повышение эффективности и качества производства; расширяет свободу выбора профессии и деятельности. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессах; обеспечивает освоение; различных форм занятий, способствует повышению интереса к видам деятельности и жизни в целом. Оно способствует социальной мобильности, решению задач социального равенства и т.д. В эпоху глобализации и новых технологий образование это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, граждане — все заинтересованные в качественном образовании нового поколения.
Поэтому особое значение приобретают научный анализ системы высшего образования России как социальной ценности, необходимость определения места высшего образования в системе социальных ценностей в трансформирующемся обществе, определение основных путей повышения качества высшего образования в России. Интерес к указанному кругу проблем, необходимость и актуальность их исследования определили характер и содержание данной работы.
Проблемы образования, основные положения институционального подхода, связи института образования с другими институтами общества изложены в трудах российских ученых: Б.С. Гершунского, Н.С. Ладыжец, В.А. Ядова, Г.В. Осипова, В.Г. Кинелева. Следует отметить, что национальный подход является наиболее распространенным в социологических исследованиях образования. Такие российские социологи, как Д.Л. Константиновский, М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и др., исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности. В.Я. Нечаев подчеркивал необходимость исследования образования в социальном контексте, выделяя два подхода: социокультурный и институциональный. Все это объясняет, внимание автора к проблеме изучения взаимодействия высшего образования в системе социальных отношений, содержание понятия высшего образования как социальной ценности. Однако, возможности и результаты развития системы высшего образования в разных регионах современного российского общества различны, что во многом связано с финансовыми и национальными факторами. В качестве объекта исследования мы избрали систему высшего образования в Волгограде.
Учитывая важную миссию, которую должно выполнять образование в ходе трансформации российского общества, в целом и его национально-территориальных образованиях целью нашего исследования является изучение системы высшего образования как социальной ценности применительно к такой социально-территориальной общности, как Волгограда и возможностей ее совершенствования. Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи исследования:
- определить место высшего образования в системе социальных отношений трансформирующегося российского общества, и его особенностей как объекта социального управления;
- обосновать значимость реализации и рассмотреть содержание такой функции высшего образования, как коммуникативная;
- исследовать содержание социальной ценности высшего образования в Волгограде;
- разработать основные направления совершенствования системы высшего образования Волгограда.
Теоретическое исследование и анализ практики позволили сформулировать следующие исследовательские гипотезы:
высшее образование является основной социальной ценностью молодежи
имеется противоречие между потребностями в образований государства, общества и личности.
Методологическая и информационная база исследования. В процессе работы автором были использованы общенаучные методы и принципы познания в их применении к социологии, такие, как методология сравнительного и системного анализа общественных явлений, а также структурно-функциональный подход. В процессе исследования были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций, совещаний, круглых столов. Для сбора социологической информации в ходе эмпирического исследования применялся метод анкетного опроса. Общий объем выборки составил 30 человек.
Структура работы обусловлена целью и задачами, стоящими перед исследователем. Диплом состоит из введения, трех глав, параграфов, заключения, списка литературы и приложений