Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Система государственного регулирования и поддержка автомобильного рынка Российской Федерации
Введение
Автомобильная промышленность является одним из важнейших элементов экономики любого государства. Современная автомобильная промышленность находится на стадии общей интернационализации и сильно подвержена происходящим процессам глобализации мировой экономики.
Мировой рынок автомобилестроения на современном этапе развивается достаточно бурно и динамично. От темпов его развития зависят многие экономические и социальные процессы как отдельно взятого государства, так и мировой системы хозяйствования в целом. Этим объясняется актуальность выбранной темы дипломной работы.
Россия несомненно является частью мирового рынка автомобилей, занимая 13 место по объёмам мирового автомобильного производства в целом. Однако в секторе легкового автомобилестроения её позиции скромнее. По темпам прироста российское производство опережают только Украина и Китай, но по абсолютным показателям производство в России существенно отстаёт от других стран мира. Как следствие растёт количество выпускаемых легковых автомобилей иностранных производителей на один российский автомобиль.
Динамике производства легковых автомобилей в России присуща нестабильность, что обусловливает неуклонное снижение доли отечественных моделей в пользу иностранных, и данная тенденция представляется нам весьма долговременной. На олигополизированном российском рынке отечественные производители не могут конкурировать не только с крупнейшими мировыми автомобильными ТНК в силу своей меньшей экономической мощи, технологического отставания, невозможности обеспечить спрос российских покупателей по соотношению «цена—качество», но даже и с ССП (совместными сборочными предприятиями), расположенными на территории нашей страны, что, в свою очередь, подтверждает наш вывод о «квазивысокой» технологичности сборочного аутсорсингового производства. Высокие темпы развития ССП в России связаны с подъёмом российской экономики в целом и ростом совокупного спроса населения на качественные относительно недорогие легковые автомобили, с одной стороны, и дефицитностью российского рынка, развитием кредитных программ и снижением процентных ставок кредитования, с другой. Важный вклад в его развитие вносит формирование сервисного обслуживания автомобилей, произведённых иностранными производителями и совместными предприятиями на территории РФ; либерализация внешнеэкономической и таможенной политики страны в целом и в легковом автомобилестроении, в частности.
В совершенствовании механизма повышения конкурентоспособности российского легкового автомобилестроения необходима активная поддержка государства в части формирования законодательно-правового поля, регулирования торговых режимов и соглашений, повышающих ценовую конкурентоспособность автомашин отечественного производства на рынках стран-участниц ВТО, формирования государственного заказа, реструктуризации отрасли и предприятий, обеспечивающих развитие и координацию НИОКР, проведения адекватной требованиям отрасли кадровой политики, достаточного объёма финансирования отрасли, включая как государственные, так и частные средства, в том числе иностранные инвестиции.
Цель дипломной работы – рассмотреть систему государственного регулирования и поддержку автомобильного рынка Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить динамику развития и структура мирового автомобильного рынка;
- описать историю создания отечественного автомобиля;
- охарактеризовать внутренний и внешний рынок;
- рассмотреть систему государственного регулирования автомобильного рынка РФ;
- перечислить основные проблемы системы государственного регулирования и поддержки автомобильного рынка РФ;
- выявить основные направления поддержки государством автомобильного рынка;
- рассмотреть перспективы государственного регулирования автомобильного рынка.
Объект дипломной работы – автомобильный рынок Российской Федерации.
Предмет - меры государственного регулирования и поддержки автомобильного рынка.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе общетеоретические вопросы конкуренции на мировых рынках, а также стратегические аспекты отдельных продуцентов отраслей экономики наиболее полное освещение получили в трудах российских учёных и специалистов Азоева Л.Г., Бурцева Н.Н., Градова А.П., Григолая Г.П., Кныш М.И., Кониной Н.Ю., Лифиц М.И., Магомедова Ш.Ш., Морозовой Т.Г., Окрут З.М., Погребняк Е.В., Сельцовского В.Л., Сейфулаевой М.Э., Сербиновского Б.Ю., Фатхутдинова Р.А., Халевинской Е.Д., Хасбулатова Р.И., а также зарубежных учёных и специалистов Брю Стэнли Л., Лайкер Джеффри, Макконнелл Кэмпбелл Р., Портера Е. Майкла, Риккардо Д., Смита А., Уотерса Д., Хайека Ф.А., Шумпетера Й. и других.
Вместе с тем количество работ, посвящённых конкретно проблемам разработки конкурентных стратегий в производстве легковых автомобилей как в российской, так и зарубежной печати, весьма ограничено.
Анализ конкретных статистических данных осуществляется посредством традиционных методов экономико-статистического анализа, графических построений, экспертных оценок. Важную роль в обосновании основных положений и выводов в работе сыграли труды отечественных и зарубежных экономистов по классической и современной теории мировой экономики, международных экономических отношений, международной торговли, международного менеджмента и маркетинга; исследования ведущих международных экономических организаций, научных и экспертных центров по проблематике мировой торговли—ЮНКТАД, ВТО, МБРР, МВФ—и специализированных институтов по проблемам производства и реализации легковых автомобилей—международные OICA, российские ГНТЦ РФ ФГУП «НАМИ», ФГУП НИИАЭ, ГУП НИЦИАМТ, НИИАТМ, АО «НИИТАвтопром». Информационной базой исследования послужили материалы международных экономических организаций, годовая отчётность крупнейших зарубежных и российских производителей легковых автомобилей, консалтинговых фирм, опубликованная в периодической печати и на официальных Internet-сайтах.
В качестве нормативной базы для характеристики российского автомобильного комплекса были использованы законодательные и нормативные акты РФ, Концепция развития автомобильной промышленности России, принятая Правительством РФ, а также другими федеральными государственными органами и учреждениями. Расчёты и диаграммы проведены с использованием программного продукта Microsoft Excel.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1980 по 2005гг. включительно, при этом более пристальное внимание уделено периоду 2000—2005гг. и перспективе до 2020 года.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.