Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация и проблемы эффективности государственного управления в области малого и среднего бизнеса
Введение
В настоящее время малый бизнес становится тем сектором экономики, ко¬торый самостоятельно, либо во взаимодействии с крупными фирмами и госу¬дарственными организациями, способен принимать непосредственное участие в формировании и стимулировании позитивных социально-экономических про¬цессов, во многом определять облик и тенденции развития индустриальных стран в предстоящие десятилетия.
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Оно в своей деятельности направлено, прежде всего, на потребности местного, локального рынка. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов именно малое предпринимательство должно стать одним из важнейших факторов оптимизации структуры региональной экономики, условием воспроизводства реального сектора, насыщения потребительского рынка, увеличения занятости и уровня жизни в регионе. Развитие малого предпринимательства зависит от социально-экономической ситуации в регионе, инвестиционного и налогового климата, развития правовой базы и ряда других факторов, которые при проведении адекватной государственной политики могут быть изменены в позитивном направлении. Таким образом, государственная политика поддержки малого предпринимательства должна быть тесно связана с особенностями развития сектора малого предпринимательства в конкретном субъекте РФ.
Расширение возможностей и усиление влияния малого бизнеса обусловливают необходимость более активного использования его потенциала. Ес¬ли в предыдущие годы границы использования малых и средних фирм определялись, в основном, участием в производстве наиболее простых в техническом отноше¬нии видов продукции, то в современных условиях области их применения могут и должны быть существенно расширены. Подобные изменения уже наблю¬даются в настоящее время, они в полной мере соответствуют направленности тех структурных и технологических преобразований, которые происходят в ба¬зовых отраслях промышленности ведущих индустриальных стран, ускоряют эти преобразования.
Все сказанное в определенной степени применимо и к экономике со¬временной России. Процесс формирования и развития малого бизнеса здесь протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. Необходимость каче¬ственного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых и средних фирм.
Одним из направлений экономической политики, где необходимость новых методологических и концептуальных подходов применения программно-целевого метода управления ощущается наиболее остро, является вопрос о дальнейшем развитии институциональных, методических и правовых основ государственной поддержки малого предпринимательства. Действительно, в реалиях нынешней российской экономики такая поддержка, хотя и в более зрелых формах, остается необходимым условием выполнения малым и средним бизнесом его позитивных функций в воспроизводственном процессе. Сегодня эти реалии таковы, что известная степень зрелости институтов рынка и предпринимательства не означает возможности их дальнейшего прогресса исключительно в режиме устойчивого саморазвития и саморегулирования. Государственная поддержка этого сектора экономики, в том числе, методами программно-целевого регулирования, остается необходимостью, в том числе, для достижения целей устойчивого подъема экономики российских регионов.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоя¬тельствами.
Тенденции децентрализации государственной политики в отношении малого предпринимательства, в том числе, и в рамках применения программного метода его поддержки, по-видимому, нет реальной альтернативы. Именно на региональный (точнее – на субфедеральный) уровень должна переместиться основная сфера применения программного метода поддержки российского малого предпринимательства в РФ. Это позволит существенно повысить гибкость всего механизма государственной поддержки, в большей мере адаптировать его отдельные составляющие к специфике экономически различных типов регионов России.
Методологические основы анализа предпринимательства заложены в трудах таких зарубежных экономистов, как Р. Кантильон, А.Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, И. Тюнен, Ф. Найт, И. Шумпетер, Ф.Хайек . Социально-экономический аспект положения малого предпринимательства в процессе становления и развития индустриального общества дается в работах С. де Сисмонди, П. Прудона, Д. Гэлбрейта.