Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Принципы обеспечения инновационной деятельности. Классификация информации
Принципы обеспечения инновационной деятельности
Инновационная деятельность - это комплексный процесс, направленный на разработку, производство и сбыт продукта, обладающего качественно новыми потребительскими характеристиками.
Таким образом, если предприниматель внедряет в производство инновации, то в результате он получает конкурентоспособную продукцию, которая изначально обладает лучшими качественными характеристиками. Наличие патентной защиты инноваций гарантирует новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость выпускаемого изделия.
Инновации - это результат интеллектуального труда, основанный на научных и практических исследованиях, интеллектуальная собственность разработчиков, которые воплотили идею в технологию. Предприниматель, внедряя новую технологию, создает новый товар. Кажется, что процесс достаточно ясен и прост, но при передаче инновации "из ящика" в производство, возникает достаточно много организационных и правовых проблем.
Одним из важных сегодня аспектов государственного участия в высокотехнологичной сфере является информационная поддержка деятельности различных участников инновационной системы. Как показывает практика, поддержка создания баз данных и информационных служб в системе Интернет, получившая распространение несколько лет назад, малоэффективна. Более перспективным является частичное или полное финансирование участия фирм в разного рода международных выставках и ярмарках технологий. Как правило, именно выставки приводят к образованию новых контактов, которые в будущем могут служить как источником создания новых разработок, так и основой для формирования рынков сбыта продукции.
Второе направление информационной поддержки, которое может осуществляться в переходный период – участие государства в лице отдельных министерств и ведомств в деятельности по поиску партнеров для совместной разработки и коммерциализации технологий. Примером успешной деятельности в этой области может служить совместная программа Министерства науки, промышленности и технологий и Американского Фонда гражданских исследований и развития по поиску партнеров для осуществления совместных разработок и последующей их коммерциализации (Partner Search). Участниками программы являются российские научно-технические и некоммерческие организации и американские промышленные компании. В подобных программах важным аспектом является заранее согласованное и удовлетворяющее обе стороны распределение прав на интеллектуальную собственность.
Использование инфраструктуры, равно как и государственное финансирование инновационной деятельности будут малоэффективными в отсутствии квалифицированных кадров в высокотехнологичной сфере. А это, как показывают исследования, в свою очередь является важной и растущей проблемой в данной области. Для ее смягчения необходимо создать систему консультационных услуг для инновационно-активных предприятий, в том числе малых, а также в течение 2-3 лет наладить сеть подготовки и переподготовки кадров, включая использование программ и технических средств дистанционного обучения. Система подготовки кадров должна быть гибкой и разнообразной, и включать как университетское и послеуниверситетское обучение, так и кратковременные курсы, семинары, круглые столы для повышения квалификации уже действующих менеджеров.
Для малых инновационных предприятий целесообразна большая, чем в настоящее время, нормативная регламентация образовательных центров и центров переподготовки, которая включала бы в себя больший контроль за качеством обучения, а также рекомендовала бы таким центрам проводить мониторинг последующей бизнес-карьеры своих выпускников.
Финансовое обеспечение инновационной деятельности
Инновационная деятельность требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технологической политики, на реализацию которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников. При этом формы и методы привлечения ресурсов даже из традиционно сложившихся источников не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.
Система финансирования выступает одним из основных инструментов реализации государственной политики и при оценке ее эффективности необходимо оперировать совокупностью критериев, прежде всего:
критерием целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерий определяет, в какой степени выдвинутые государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими ресурсами