Содержание:
РАЗДЕЛ 1. История менеджмента 10
Генезис управления как особого вида деятельности и исторические тенденции его развития. 10
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. 11
Этапы и школы в истории менеджмента. 14
Сущность концепции и основные принципы Ф.У Тейлора. 16
Сущность бюрократической (идеальной) организации М. Вебера. 19
Основные положения “фордизма”. 21
Влияние школы научного управления на формирование современного менеджмента. 22
Вклад А. Файоля в развитие административной школы управления. 23
Использование положений, принципов административной школы в современном менеджменте. 24
Основные направления и апологеты школы бихевиоризма. 25
Эмпирическая школа. 27
Концепция П. Друкера об усложнении управленческой деятельности. 27
Управление по целям. 30
Принципы системного подхода Ч. Барнарда. 32
Методологические основы количественной школы науки управления. 34
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский. 35
Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления. 36
Современное состояние менеджмента. 36
Перспективы развития менеджмента. 39
Основные направления дальнейшего совершенствования системы управления. 40
РАЗДЕЛ 2. Теория организации 46
Понятие об организации. 46
Трехуровневый подход к теории организации. Законы организации и законы для организации. 47
Три формы проявления законов. 48
Понятие и закон синергии. Механизм образования эффекта синергии. 48
Закон информированности. Информация как мера неоднородности и многообразия. 48
От информированности к компетенции. 49
Закон самосохранения. 51
Самосохранение как причина сопротивления внешней среде. 51
Инструменты сохранения организации. 53
Закон развития (онтогенеза) – закон индивидуального развития системы. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. 53
Онтогенез предприятия. Взаимосвязь жизненных циклов в подсистеме предприятия. Учет закона развития в расчетах экономической эффективности. 54
Закон единства анализа и синтеза: разделение, специализация, обособление, дифференциация, дезагрегирование, с одной стороны, и объединение, концентрация, диверсификация, укрупнение, интеграция – с другой. 55
Механизм действия и использования закона единства анализа и синтеза. 55
Закон пропорциональности: необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность. 55
Принципы организации: принципы статической и динамической организации (приоритет соответствия); принципы формирования процесса организации; принципы рациональности. 55
Принципы структуризации как обобщенные правила построения региональных структур. 57
Критерии оценки качества структур. 57
Принципы структуризации в приложении к структурам систем управления. 57
Принципы процессуализации. 57
Классификация процессов. 58
Процесс как реализация поведения системы. 59
Принципы процессуализации как обобщенные правила разработки рациональных процессов. 59
Субъекты организаторской деятельности. 59
Организационные задачи и организаторские проблемы. 59
Организаторская деятельность. 59
Субъективное в организаторской деятельности. 60
Субъект управления как субъект организаторской деятельности. Предприниматель как организатор бизнеса. 60
Организационные отношения в системе менеджмента: разделение труда, специализация, определение уровня соответствия специализации. 61
Департаментизация. 61
Распределение власти. 62
Делегирование полномочий. Координация. 64
Организационные процессы: функционирование и развитие. 65
Формы организационного развития. 66
Реструктуризация. 70
Реинжиниринг. 71
РАЗДЕЛ 3. Экономика фирмы 73
Фирма (предприятие) как субъект хозяйствования. Понятие о фирме. 73
Основной капитал предприятия. Состав и структура основных фондов. Амортизация и амортизационные отчисления. 73
Ускоренная амортизация и ее значение для технической и экономической политики фирмы. 73
Система показателей эффективного использования основных фондов. Переоценка основных фондов как условие обеспечения нормативного воспроизводства капитала при высоких темпах роста цен. 73
Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных фондов. 73
Эффективность оборотных средств. 74
Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств. 74
Кадры предприятия, их состав и структура. 74
Производительность труда. Показатели и методы измерения. 74
Основные виды сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Первичные и вторичные материальные ресурсы. 74
Общая и производственная структура предприятия. 74
Типы производственной структуры. 74
Производство и производственный процесс. 74
Техника, технология и организация производства. 75
Типы организации производства. 75
Себестоимость продукции, показатели измерения. 75
Классификация затрат на производство продукции. 75
Технико-экономические факторы снижения себестоимости продукции. 75
Экономическая и социальная эффективность производства. Сущность, критерии и показатели эффективности. 75
Обобщающая и сравнительная эффективность затрат. 75
Финансовый результат хозяйственной деятельности. 75
Механизм распределения прибыли. Понятие и виды рентабельности. 75
Взаимосвязь экономических показателей результативности хозяйственной деятельности. 76
РАЗДЕЛ 4. Менеджмент организаций 77
Сущность и эволюция взглядов на управление. 77
Менеджмент как наука. 77
Методология менеджмента. 77
Объекты и субъекты менеджмента. 77
Цели, функции, методы менеджмента. 77
Исторические предпосылки менеджмента. 77
Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ. 77
Процессный подход. 77
Системный подход. 77
Ситуационный подход. 77
Менеджер в организации. 77
Особенности управленческого труда. 77
Роли менеджера в организации. 77
Организация как объект управления. 77
Признаки организации. 77
Внутренняя и внешняя среда организации. 77
Система управления организацией. 78
Мотивация деятельности персонала предприятия. 78
Сущность, механизм мотивации. 78
Содержательные теории мотивации. 78
Процессуальные теории мотивации. 78
Коммуникации в управлении. 78
Сущность и процесс коммуникации. 78
Коммуникационные сети. 78
Коммуникационные стили. 78
Невербальные коммуникации. 78
Принятие управленческих решений (УР). 79
Сущность, классификация УР. 79
Факторы, влияющие на принятие решений. 79
Процесс принятия УР. 79
Модели и методы принятия УР. 79
Количественные методы разработки УР. 79
Групповая динамика и лидерство. 79
Управление неформальной группой. 79
Лидерство и власть. 79
Теории лидерства. 79
Управление конфликтами. 79
Управление изменениями. 80
Управление стрессами. 80
Проектирование организации 80
Методология проектирования 80
Построение дерева целей 80
Разделение организации по вертикали и горизонтали 80
Взаимосвязи подразделений 80
Функции и полномочия 80
Цикл проектирования 80
РАЗДЕЛ 5. Маркетинговое управление 81
Сущность, цели и задачи маркетинга. 81
Концепции управления маркетингом. 81
Процесс управления маркетингом. 81
Постановка целей маркетинговой деятельности. 81
Функции маркетинга. 81
Структуры управления маркетингом. 81
Служба маркетинга. 81
Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации. 81
Среда маркетинга. 81
Исследование рынка и его сегментация. 81
Исследование потребителей. 81
Исследование конкурентов. 81
Товарная политика фирмы. 81
Определение товара и его классификация. 81
Жизненный цикл товара и задачи маркетинга на каждой из стадий. 81
Ассортиментная политика фирмы. 81
Товарный ассортимент и номенклатура. 81
Направления ассортиментной политики. 81
Инновационная политика фирмы. 81
Понятие нового товара. 82
Разработка товара. 82
Принципы инноваций. 82
Ценовая политика фирмы. 82
Маркетинговое и корпоративное понимание цены. 82
Методы ценообразования. 82
Ценовые стратегии и условия их реализации. 82
Тактика формирования цен. 82
Сбытовая политика фирмы. 82
Продвижение товаров на рынке. 82
Комплекс маркетинговых коммуникаций. 82
Реклама. 82
Стимулирование сбыта. 82
PR. 82
Распространение товаров. 82
Каналы и методы сбыта. 82
Выбор сбытовых посредников. 82
Оптовая и розничная торговля. 82
Стратегические маркетинговые программы. 82
Структура программ. 82
Методы стратегического анализа. 83
Эталонные стратегии маркетинга. 83
Контроль маркетинговых программ. 83
РАЗДЕЛ 6. Организационное поведение 84
Подходы к системному управлению поведением человека в организации. 84
Процессы социализации и индивидуализации в коллективе. 85
Основы взаимодействия индивида и организации. 88
Групповые взаимодействия. 90
Характеристики группы. 91
Индивид и группа. 92
Научение поведению в организации. 92
Лидерство и управление. 95
Концепции лидерского поведения. 96
Зависимость и власть. 97
Тактика власти. 98
Конфликты и переговоры. 99
Структурные методы управления конфликтом. 100
Переговоры как непрерывный процесс. 101
Управление переговорами. 102
Организационная культура. 104
Формирование, поддержание и развитие организационной культуры. 106
Субкультура и контркультура. 108
Стресс и управление стрессом. 109
Мотивация деятельности персонала. 111
Практика применения мотивации. 113
Обобщающая система социальной мотивации. 114
Мотивация работников на различных этапах трудовой карьеры. 115
Социальное партнерство в организации. 118
РАЗДЕЛ 7. Стратегический менеджмент 120
Предпосылки становления и развития стратегического управления. 120
Концепция стратегического менеджмента. 121
Функции и принципы стратегического менеджмента. 122
Модель стратегического менеджмента. 123
Формализованные стадии технологии стратегического планирования и управления. 123
Формирование миссии организации, описание системы целей стратегии. 126
Диагностика внешней и внутренней среды. 127
Методы анализа среды. 130
Эталонные стратегии бизнеса. 133
Методы разработки стратегий. 135
Выполнение стратегии. 137
Формирование стратегической программы. 140
Стадия жизненного цикла планирования. 142
Особенности стратегического контроля. 145
Анализ и коррекция в системе стратегического менеджмента. 146
Методология управления предприятием на основе самоорганизации. 147
РАЗДЕЛ 8. Управление персоналом 150
Концепция управление персоналом. 150
Потенциал человека, трудовой потенциал и квалификационный потенциал. 150
Система кадрового планирования. 150
Система управления персоналом, ее подсистемы управления персоналом. 150
Информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. 150
Подбор персонала и профориентация. 150
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. 150
Планирование деловой карьеры и работа с кадровым резервом. 150
Профессиональная и организационная адаптация персонала: личностное и групповое. 150
Оценка эффективности управления персоналом. 150
РАЗДЕЛ 9. Инновационный менеджмент 151
Основные понятия инновационного менеджмента. 151
Классификация инноваций. 151
Значение и разработка инновационной стратегии предприятия. 151
Методы выбора инновационной стратегии. 151
Управление созданием, освоением и качеством новой техники. 151
Анализ спроса на научно-техническую продукцию. 151
Экспертиза инновационных проектов, задачи, основные приемы, методы отбора инновационных проектов. 151
Оценка инноваций, эффективность использования, экономическая эффективность. 151
Эффективность инновационной деятельности, характеристика результатов, рынок технологий, оценка затрат на инновационную деятельность. 151
РАЗДЕЛ 10. Инвестиционный менеджмент 152
Рынок инвестиций. 152
Деление инвестиций на реальные и финансовые, на портфельные и стратегические (прямые). 154
Составляющие коммерческой оценки инвестиционных проектов. 157
Показатели эффективности инвестиций: чистая текущая стоимость, срок окупаемости, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности. 161
Организация финансирования инвестиционной деятельности: дефицитное, корпоративное и проектное финансирование. 162
Инвестиционные риски. Способы снижения степени риска. 164
Инвестиции в ценные бумаги. 169
Стоимостная оценка ценных бумаг. 171
Функции современной биржи. Виды бирж. 172
РАЗДЕЛ 11. Планирование и прогнозирование 175
Прогнозирование и планирование как функции управления. 175
Классификации прогнозов и планов. 176
Методы прогнозных и плановых расчетов: экспертные оценки, экстраполяция, балансовый метод и др. 177
Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития. 180
Прогнозирование демографического развития: прогнозная численность населения; трудовой потенциал населения; потребительский потенциал населения; прогнозирование уровня жизни населения. Прогнозирование развития материального производства. 181
Прогнозирование НТП, прогнозирование интеграции производства, межотраслевых связей, темпов роста, структуры и эффективности производства. 183
Финансирование целевых комплексных программ. 185
Организация и содержание плановой работы на предприятии. Методы и формы кратко-, средне, долгосрочного, стратегического видов планирования. 185
Задачи и содержание планирования основных сфер деятельности предприятия: в сфере производства, маркетинга, финансов. 188